Rambler's Top100


Счетчики

Rambler's Top100

HotLog

ЯПОНИЯ В ВЕЕРАХ И КАРТИНАХ
c 25 марта по 25 апреля 2004

 

Информация о выставке

В рамках фестиваля "Японская весна" в Особняке Румянцева прошла выставка "Япония в веерах и картинах". На ней были представлены произведения традиционного японского декоративно-прикладного искусства: веера, куклы, керамика, кимоно. Отдельный раздел выставки был посвящен развитию политических и культурных связей между Санкт-Петербургом и Японией на протяжении второй половины ХIХ - ХХ века. Здесь демонстрировались художественные произведения, исторические документы, фотографии, книги и мемориальные вещи петербуржцев, чьи жизнь и деятельность были связаны со страной Восходящего солнца.
Основу выставки составили богатейшая коллекция японских вееров конца ХХ века (более 100 экспонатов) и запечатлевшие Японию живописные работы современной петербургской художницы Наталии Максимовой.

Сопровождающие матерьялы

Красочный буклет-приглашение (распространялся бесплатно)

       Отношения России и Японии начинались с Санкт-Петербурга. С эпохи царствования Петра I сюда, в столицу Российской империи, привозили японских моряков, потерпевших кораблекрушения у далеких окраин России, и они получали аудиенции у русских царей. Из Санкт-Петербурга и Кронштадта уходили русские моряки на парусных кораблях в далекую и таинственную тогда Японию. Из Петербурга шли инициативы установления дружественных межгосударственных отношений, которые привели к заключению первого дипломатического договора между Россией и Японией в 1885 году.
        История наших связей чрезвычайно многообразна и богата, продолжается она и сегодня. Издавна существует большой интерес и взаимное тяготение наших культур друг к другу. Культурный обмен порождает добрые чувства, пользу его трудно переоценить.
        Ярким подтверждением этому может служить ежегодный фестиваль «Японская весна в Санкт-Петербурге», который проводился в четвертый раз. В рамках фестиваля прошла выставка, для которой Государственный музей истории Санкт-Петербурга предоставил в особняке Румянцева два превосходных, парадных зала второй половины XIX века. Основу выставки составляли: коллекция японских вееров, собранная жителями городов Нагоя и Саппоро, и собрание картин петербургского художника Наталии Максимовой.
        Картины Наталии Максимовой написаны во время путешествий по разным префектурам Японии от самой южной — Окинава, до одной из северных префектур острова Хонсю - Фукусима. Тридцатилетняя дружба связывает художника с Японией. Благодаря помощи друзей, знанию японского языка и культуры, она имела возможность, живя в семьях, рисовать портреты, жилище, храмы, сельские виды и многое другое, что пленило русского художника в Японии. В 2002 году успешно прошла выставка картин Наталии Максимовой в японском городе Симидзу (ныне Сидзуока).
        Кроме того были представлены уникальные фотографии, книги, мемориальные вещи петербуржцев, чья деятельность была тесно связана с Японией второй половины XIX — XX веков. Также экспонировались кимоно, куклы, керамика и другие предметы японского прикладного искусства, любезно предоставленные Обществом дружбы «Россия — Япония», а также из частных собраний.
       Япония — страна, где искусство веера и сегодня составляет один из важных элементов культуры. Именно там в VII веке изобретены складные веера, которые появились в Китае в Х веке. В конце XV - начале XVI века португальцы привезли веера из Поднебесной в Европу. Применение веера в Японии намного превосходит его практические функции. Японцы с давних пор приписывали веерам магические свойства — отгонять злых духов, развеивать печаль. И сегодня с образом складного веера жители Японии связывают надежды на блестящее будущее, в котором будут царить гармония, мир и спокойствие. Поэтому веера необходимы при праздновании рождения детей, на свадьбах, юбилеях и в других торжественных случаях. Кроме того, в Японии много веков существуют веера, которые не предназначены для обмахивания. Эти веера служили военачальникам для подачи команд, ими до сих пор пользуются рефери борьбы сумо. Существуют также храмовые веера, театральные и веера для чайной церемонии. Сегодня веера в Японии используют не только в повседневной жизни, ритуалах, но и для рекламы в области культуры, спорта, туризма и торговли.
       Веера предоставлены петербургским реставратором Еленой Янковской, которая уже четверть века занимается реставрацией вееров из музейных и частных коллекций.
       
Известный японский писатель Танидзаки Дзюнъитиро в эссе «Похвала тени» писал: «...мы считаем, что красота заключена не в самих вещах, а в комбинации вещей, плетущей узор светотени». Этот сложный узор из разных составляющих попытались сплести организаторы выставки во имя дружбы между нашими народами.

Открытки с картинами Наталии Максимовой (распространялись платно, 9 штук)

Храм Воды в г. Симидзу. 1991г.

Полный расцвет сакуры у храма Тосёдай-дзи в Нара. 1991г.

Храм Сэйкэн-дзи в Окицу. 1998г.

Весной у храмов Сэнгэн-дзиндзя в г. Сидзуока. 1991г.

Храм Тэнсин-дзи зимой, г. Саяма. 1998г.

Лестница к древнему храму и красная камелия. Камакура. 1991г.

Пятиярусная пагода и красные листья момидзи. 1988г.

Святилище Исэ, первый снег. 1988г.

Голубые сумерки. г. Окаяма. 1988г.

Фотографии с выставки

Впечатление от выставки (по 5-ти бальной шкале)

5+

Михайлова Наталья (aka Morrigan)


© 2002-2005 «Моя Япония» by Morrigan
Ваши замечания и пожелания Полезные ссылки Работы Лилит Кино Японии Книги о Японии Аниме Япония Последние новости
Hosted by uCoz