Информация
о выставке
В
рамках фестиваля "Японская весна" в Особняке Румянцева прошла
выставка "Япония в веерах и картинах". На ней были представлены
произведения традиционного японского декоративно-прикладного искусства:
веера, куклы, керамика, кимоно. Отдельный раздел выставки был посвящен
развитию политических и культурных связей между Санкт-Петербургом и
Японией на протяжении второй половины ХIХ - ХХ века. Здесь демонстрировались
художественные произведения, исторические документы, фотографии, книги
и мемориальные вещи петербуржцев, чьи жизнь и деятельность были связаны
со страной Восходящего солнца.
Основу выставки составили богатейшая коллекция японских вееров конца
ХХ века (более 100 экспонатов) и запечатлевшие Японию живописные работы
современной петербургской художницы Наталии Максимовой.
Сопровождающие
матерьялы
Красочный
буклет-приглашение (распространялся бесплатно)
Отношения
России и Японии начинались с Санкт-Петербурга. С эпохи царствования
Петра I сюда, в столицу Российской империи, привозили японских моряков,
потерпевших кораблекрушения у далеких окраин России, и они получали
аудиенции у русских царей. Из Санкт-Петербурга и Кронштадта уходили
русские моряки на парусных кораблях в далекую и таинственную тогда Японию.
Из Петербурга шли инициативы установления дружественных межгосударственных
отношений, которые привели к заключению первого дипломатического договора
между Россией и Японией в 1885 году.
История наших связей чрезвычайно
многообразна и богата, продолжается она и сегодня. Издавна существует
большой интерес и взаимное тяготение наших культур друг к другу. Культурный
обмен порождает добрые чувства, пользу его трудно переоценить.
Ярким подтверждением этому
может служить ежегодный фестиваль «Японская весна в Санкт-Петербурге»,
который проводился в четвертый раз. В рамках фестиваля прошла выставка,
для которой Государственный музей истории Санкт-Петербурга предоставил
в особняке Румянцева два превосходных, парадных зала второй половины
XIX века. Основу выставки составляли: коллекция японских вееров, собранная
жителями городов Нагоя и Саппоро, и собрание картин петербургского художника
Наталии Максимовой.
Картины Наталии Максимовой
написаны во время путешествий по разным префектурам Японии от самой
южной — Окинава, до одной из северных префектур острова Хонсю - Фукусима.
Тридцатилетняя дружба связывает художника с Японией. Благодаря помощи
друзей, знанию японского языка и культуры, она имела возможность, живя
в семьях, рисовать портреты, жилище, храмы, сельские виды и многое другое,
что пленило русского художника в Японии. В 2002 году успешно прошла
выставка картин Наталии Максимовой в японском городе Симидзу (ныне Сидзуока).
Кроме того были представлены
уникальные фотографии, книги, мемориальные вещи петербуржцев, чья деятельность
была тесно связана с Японией второй половины XIX — XX веков. Также экспонировались
кимоно, куклы, керамика и другие предметы японского прикладного искусства,
любезно предоставленные Обществом дружбы «Россия — Япония», а также
из частных собраний.
Япония — страна, где искусство
веера и сегодня составляет один из важных элементов культуры. Именно
там в VII веке изобретены складные веера, которые появились в Китае
в Х веке. В конце XV - начале XVI века португальцы привезли веера из
Поднебесной в Европу. Применение веера в Японии намного превосходит
его практические функции. Японцы с давних пор приписывали веерам магические
свойства — отгонять злых духов, развеивать печаль. И сегодня с образом
складного веера жители Японии связывают надежды на блестящее будущее,
в котором будут царить гармония, мир и спокойствие. Поэтому веера необходимы
при праздновании рождения детей, на свадьбах, юбилеях и в других торжественных
случаях. Кроме того, в Японии много веков существуют веера, которые
не предназначены для обмахивания. Эти веера служили военачальникам для
подачи команд, ими до сих пор пользуются рефери борьбы сумо. Существуют
также храмовые веера, театральные и веера для чайной церемонии. Сегодня
веера в Японии используют не только в повседневной жизни, ритуалах,
но и для рекламы в области культуры, спорта, туризма и торговли.
Веера предоставлены петербургским
реставратором Еленой Янковской, которая уже четверть века занимается
реставрацией вееров из музейных и частных коллекций.
Известный
японский писатель Танидзаки Дзюнъитиро в эссе «Похвала тени» писал:
«...мы считаем, что красота заключена не в самих вещах, а в комбинации
вещей, плетущей узор светотени». Этот сложный узор из разных составляющих
попытались сплести организаторы выставки во имя дружбы между нашими
народами.
Открытки с картинами
Наталии Максимовой (распространялись платно, 9 штук)