Обсуждать
образ жизни японцев нынче модно. Пожалуй, нет сегодня человека, который
не знал бы, что такое суши, гейша или самурай. Но, когда оказываешься
в Японии, первое, что поражает, - это не восточная экзотика, а - лица.
Улыбки японцев не похожи ни на безразлично-вежливые улыбки европейцев,
ни на пресловутый американский оскал. Они лучатся какой-то глубокой,
тихой радостью и, кажется, не исчезают никогда.
Все десять дней, проведенных
мною в Стране восходящего солнца, была хмурая, дождливая погода, но
я не увидела и тени недовольства на лицах японцев: все они выглядели
совершенно счастливыми, торопясь на работу под проливным дождем, струями
стекавшим с их прозрачных зонтиков.
Но наибольшее изумление я
испытала, увидев, как японцы работают: такое воодушевление представители
западного мира обычно демонстрируют лишь в развлекательных заведениях.
К концу поездки мне показалось, что я немного приблизилась к разгадке
мироощущения японцев. Вся их жизнь пронизана одним стремлением - стремлением
к гармонии. Бытие они воспринимают как цельное художественное полотно,
где тесно переплетается то, что на Западе принято разделять: действие
и созерцание, священное и обыденное, любование прошлым и прорывы в будущее.
Так, высокотехнологичный бизнес укрепляет традиционную этику, популярное
единоборство обнаруживает древние ритуальные корни, а природа превращается
в один большой храм, где «путь к богам», как называют знаменитую гору
Фуджи, - это прежде всего путь к самому себе.
Работа:
семь принципов успеха
Несомненно,
что именно благодаря уникальному отношению к своей работе японцы стали
мировыми лидерами во многих областях, преимущественно - в области экономического
развития. Уникальному - это не преувеличение. Мне довелось наблюдать
это на примере компании Matsushita Electric Industrials Co., Ltd., одной
из четырех крупнейших мировых компаний по производству высокотехнологичного
оборудования для индустрии развлечений, бытовой техники и промышленного
оборудования, коммуникационных технологий и микроэлектронного оборудования.
Компания была основана 7 марта
1918 года под именем «Мацушита дэнки» с начальным капиталом 200 иен.
«Кто сильно желает подняться наверх, тот придумает лестницу» - провозгласил
Коносукэ Мацушита, основатель компании Matsushita Electric Industrials
Co., Ltd., которая сегодня выпускает широкий спектр товаров в области
аудио-, видео- и мультимедиатехнологий под маркой Panasonic.
Его лестница выглядела так,
В 1910 году, когда будущему магнату Коносукэ Мацушите шел семнадцатый
год, в Осаке начали прокладывать трамвайные пути. Паренек из разорившейся
деревенской семьи увидел первый трамвай и вдруг понял: эра велосипедов
прошла, настала эпоха электричества. Он ушел из велосипедной мастерской,
где раньше работал, и устроился в электроосветительную компанию электриком.
В 1918 году он создал фирму «Мацушита дэнки». Тогда это была маленькая
мастерская, но уже в начале 30-х «Мацушита дэнки» насчитывала восемь
заводов, а объем продаж компании вырос до трех миллионов иен в год.
Основная цель компании была та же, что у всех других: производить товары,
продавать их и получать прибыль. Но главные преобразования, повлекшие
за собой расцвет компании, были впереди. 5 мая 1932 года считается днем
второго рождения компании: в этот день Коносукэ Мацушита призвал все
производящие компании последовать сформулированной им философии: «Товары,
производимые «Мацушита дэнки», должны обогатить жизнь человека и общества
в целом» - и провозгласил семь принципов деятельности современной корпорации
Matsushita Electric Industrials Co., Ltd., которые сотрудники компании
тогда приняли с большим энтузиазмом. По сей день сформулированные Коносукэ
Мацушита принципы являются главными при подготовке кадров, а сотрудники
компании повторяют их на утренних собраниях.
Вклад в общество: «Мы будем
всегда честно выполнять свои обязанности производителя в обществе, членами
которого мы являемся».
Справедливость и честность:
«Будем честны и справедливы в служебных делах и личных отношениях. Наши
таланты и знания ничто, если мы не сможем уважать себя и заслужить уважение
других».
Сотрудничество и коллективизм:
«Объединим наши возможности для достижения совместных результатов. Не
важно, насколько талантлив каждый из нас в отдельности, без сотрудничества
и духа коллективизма мы не можем стать Компанией с большой буквы».
Неутомимое усилие к усовершенствованию:
«Будем постоянно стремиться внести вклад в развитие общества своей деятельностью.
Только предпринимая постоянное усилие к самосовершенствованию, мы сможем
соблюсти наши основные принципы и послужить миру и процветанию".
Вежливость и скромность: «Будем
вежливы и скромны по отношению к другим, будем надлежащим образом укреплять
здоровые социальные отношения и улучшать качество жизни».
Адаптация: «Будем адаптировать
свое мышление и поведение в соответствии с изменениями мира вокруг нас,
заботиться о гармонии с природой».
Благодарность: «Будем благодарны
за все, что получаем. Наша благодарность станет источником радости и
энергии, окрыляющей нас в преодолении преград на нашем пути».
В 1951 году в истории компании
началась новая эпоха. Съездив в США и придя в восторг от увиденных там
бытовых электротоваров, Коносукэ Мацушита решил форсировать выпуск стиральных
машин, черно-белых телевизоров и холодильников. Тогда же Коносукэ Мацушита
принял решение о создании центральной исследовательской лаборатории
для кардинального технического обновления продукции. В 1955 году Мацушита
снова шокировал общественность, выдвинув идею пятилетнего плана развития
компании. Он призвал за ближайшие пять лет увеличить объем продаж продукции
компании в четыре раза. Если в 1955 году выручка составляла 22 миллиарда
иен, то в 1960 году она должна была составить 81,3 миллиарда иен. Эта
цель казалась нереальной, однако результат превзошел самые смелые ожидания:
производство развивалось настолько бурно, что в назначенный год прибыль
выросла до 105 миллиардов иен. Не признать успех компании было невозможно.
В 1961 году между основателем компании и посетившим Японию зампредом
Совмина СССР Анастасом Микояном состоялся такой диалог.
Коносуке
Мацушита: «Ваша страна освободит народ, а я освободил миллиард четыреста
миллионов женщин от тяжелого домашнего труда». Анастас Микоян: «Вы хотя
и капиталист, но великий капиталист».
Сегодня вице-президент компании
Matsushita Юкио Шотоку объясняет секрет успеха компании так: «У Коносукэ
Мацушиты была способность предвидеть развитие компании на много лет
вперед. Он был очень внимателен к потребителю. Прежде всего стремился
к тому, чтобы принести пользу обществу. А ответственность за все неудачи
компании возлагал только на одного человека - ее руководителя».
Один из основных принципов
компании - принцип гармонии производства и живой природы - соблюдается
посредством работы Технологического центра по переработке отходов (МЕТЕС).
В Японии думают на десять лет вперед - и не только о том, как произвести
продукт, но и как его утилизировать. Центр МЕТЕС - один из крупнейших
по утилизации вышедших из употребления четырех самых распространенных
бытовых электроприборов Panasonic: холодильников, телевизоров, стиральных
машин и кондиционеров. В год здесь перерабатывается 1 000 000 единиц
всевозможных электроприборов. Порой к процессу утилизации в Японии подходят
весьма творчески. Так, в зале центра можно увидеть прелестный журнальный
столик, сделанный из стиральной машинки.
Однако производством и утилизацией
товаров компания не ограничивается. Panasonic Center в Токио - это не
только комплексный информационный центр группы «Мацушита» - столичная
достопримечательность и «выставка достижений" компании Matsushita
Electric Industrial Co., Ltd., но и один из любимых развлекательных
центров японцев. В двух четырехэтажных корпусах можно лично опробовать
любую технику, от цифровых камер до оборудования по переработке вторичного
сырья. В четырех грандиозных студиях, оборудованных новейшей техникой
для съемок TV-программ, уже снимаются известные шоу и музыкальные представления.
Маленькие японцы любой детской площадке предпочтут пару часов в зале
компьютерных игр Nintendo. Ну а самым популярным развлечением в Panasonic
Center является посещение «Фабрики динозавров», занимающей пять залов.
Здесь собрана богатейшая коллекция останков древних ископаемых со всех
уголков земного шара. В лабораториях можно наблюдать за процессом реставрации
останков, а в информационном центре получить самую свежую информацию
о ведущихся исследованиях.
Борьба
сумо: в большом теле - большой дух
Турниры
сумо проводятся в Японии шесть раз в год, длятся по пятнадцать дней
с девяти утра до шести вечера. Трижды в год турниры проходят в Токио,
трижды - в других городах. На каждый съезжаются около восьмисот борцов
со всей Японии. Все турниры транслируются по радио и телевизионному
каналу NHK. В это время японцы замирают перед экранами телевизоров,
где бы они ни находились: в магазинах, в кафе или дома. Сумо может потеснить
в телепрограмме даже новости: шестичасовой выпуск не начнется до тех
пор, пока не будет завершен последний поединок этого дня.
Легенда связывает с борьбой
само существование Японии: в незапамятные времена бог Такамикадзути
одолел в поединке бога варваров, населявших остров Хонсю, после чего
японцы получили право там поселиться. Первые достоверные сведения о
сумо относятся уже к середине VII века н.э., когда начали ежегодно устраиваться
соревнования под покровительством императора. Проводились они в рамках
праздника, посвященного окончанию полевых работ, - то есть были частью
большой обрядовой «программы», включавшей танцы, молитвы и театральные
представления на религиозные темы. Тогдашняя техника борьбы не отличалась
утонченностью: запрещенных приемов практически не было.
Окончательно борьба сумо сложилась
в период Эдо (после 1603 года), дойдя до наших дней практически в неизменном
виде. Именно в период Эдо оформилось около семидесяти канонических приемов
(броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердились правила
соревнований и сопровождающий их ритуал. Отныне борцам категорически
запрещалось хватать соперника за волосы, пинать ногами и бить кулаками
в голову. Одеянием богатыря стала набедренная повязка. Сложилась и нынешняя
борцовская иерархия, было введено звание великого чемпиона - йокодзуна.
Определились, наконец, и критерии отбора будущих борцов: рост - выше
173 см, вес - тяжелее 75 кг, возраст - до 23 лет, а также особая гибкость
- позволяющая, в частности, свободно садиться на шпагат.
Борцы сумо живут и тренируются
в особых школах - бэя, напоминающих по своей структуре монастыри. Мне
посчастливилось проникнуть в одну из самых известных школ - Отакэ-бэя
- в то время, когда там проводился турнир. И, хотя по правилам школы
брать интервью у борцов во время турниров запрещается, для меня было
сделано исключение.
В стенах школы его называют
Рохо, что означает - Русский Феникс. По паспорту же он - Сослан Борадзов,
родившийся в1980 году во Владикавказе. В Отакэ-бэя этот борец ростом
194 сантиметра и весом 150 килограммов - тот самый, единственный иностранец,
которого по правилам разрешается принять каждой школе. Он - один из
четырех россиян-сумоистов, живущих сейчас в Японии, причем первым из
них был удостоен звания сэкитори, борца элитных дивизионов Всеяпонской
ассоциации сумо.
Сослан рассказал, что в школе
проживают восемь человек и все называют друг друга «брат». Настоятель
этого «монастыря», тренер - «отец». Сумоистам школы запрещается водить
машину и посещать дискотеки. Обязательная одежда - кимоно. Выходной
день - воскресенье. Отпуск - один раз в году. Школу сумоистам менять
запрещено.
На традиционный вопрос: «Чего
вам не хватает в Японии?» - Сослан ответил просто: «России не хватает».
Перед турниром он всегда посещает русскую церковь и молится «большому
Богу». Очевидно, молитвы помогают: в тот день, когда я была на турнире,
Сослан победил.
Турнир - басе - проходит в
зале прямоугольной формы. Под потолком зала висят обереги - подношения
богам, а посередине расположена арена борьбы - дохе. Она представляет
собой круг диаметром около 4,55 метра, сделанный из глины, покрытый
тонким слоем песочной крошки и окаймленный соломенной окантовкой. Дохе
- сугубо мужская территория: женщинам ступать туда категорически запрещено.
Подготовка арены к басе -
настоящее искусство, окутанное многочисленными тайнами и поверьями.
«Строительный материал» доставляется к местам будущих поединков из отдаленных
уголков страны. Глина для токийских турниров, например, добывается в
префектуре Тиба. Где именно - знают только несколько посвященных. На
сооружение дохе отводится ровно 72 часа. За это время 42 специалиста
(по основному своему роду деятельности они также являются йобидаси -
зазывалами, приглашающими участников соревнований на помост) должны
не просто подготовить арену технически, но и провести несколько ритуалов.
В центре дохе обязательно должны быть зарыты каштан, плод китайского
мисканта, сушеная каракатица, морские водоросли, мытый рис и соль. Накануне
турнира «посевы» поливают освященным сакэ. Это нужно для того, чтобы
вызвать удачу и получить благословение богов.
Когда
все 14-15 тонн глины утрамбованы и священные действия произведены, можно
начинать турнир. Открывает его церемония под названием дохё-ири - вступление
на помост. Под негромкие, ритмичные звуки, издаваемые деревянными палочками,
перед зрителями появляются борцы. Сначала выходят те, кто представляет
Восток, затем - Запад. Они хлопают в ладоши, что символизирует избавление
от злых духов, и выстраиваются вдоль помоста. Венчает парад участников
выход борца, имеющего титул йокодзуна - великого чемпиона. Он появляется
на помосте в сопровождении двух оруженосцев, один из которых держит
в руке церемониальный меч. Йокодзуна подпоясан плетеной веревкой из
рисовой соломы - симэнава (такие веревки можно видеть в синтоистских
храмах, где они так и называются йокодзуна). Сначала богатырь хлопает
в ладоши (это должно привлечь внимание богов), потом вытягивает руки
в стороны ладонями вверх, демонстрируя всем, что в руках он не имеет
оружия, а в мыслях - дурных намерений. После этого йокодзуна поочередно
высоко поднимает ноги, а затем с подчеркнутым притопом опускает их на
землю. Таким образом происходит изгнание с дохе злых духов. После этого
на помост выходят судьи - гёдзи, одетые в кимоно периода Камакура (600-летней
давности), и соревнования начинаются.
Борцы сумо распределены сообразно
своим заслугам на девять рангов, причем в начале турнира схватки происходят
только между борцами одного ранга. В течение дня на дохе выходят всё
более сильные и титулованные борцы - вплоть до шести вечера, когда завершается
поединок с участием йокодзуна.
За
день проводится более 200 поединков, длящихся, как правило, всего несколько
секунд; победителем считается тот, кто сумел вытолкнуть соперника за
пределы арены или заставить его коснуться земли любой частью тела кроме
ступни. Цель борца на турнире - одержать максимальное количество побед
(катикоси), ибо от этого зависит его дальнейший статус - движение по
иерархической лестнице вверх или вниз. Впрочем, это - перспективы личной
карьеры. В рамках же данного турнира решающее значение имеет лишь абсолютная
победа по числу катикоси: в сумо нет призовых мест - вся слава достается
чемпиону.
Молитва:
путешествие в глубины своего «я»
В
Японии распространены два вероучения: синтоизм, который имеет местные
корни, уходящие в глубочайшую древность, и буддизм, который пришел из
Индии через Китай около тысячи лет назад. Статистика может назвать число
приверженцев каждой из этих религий; но в определенном смысле - а именно
на уровне японской ментальности - между ними нельзя усмотреть не только
противоречий, но и резкого разграничения. Старинный островной культ
природы и зародившееся на материке, далеко к западу, учение о пути к
нирване, встретившись на здешней почве, взаимно изменили друг друга,
дабы выразить две неотделимые друг от друга стороны единого мироощущения.
Центром религиозной жизни-то
есть обеих религий - является в Японии один и тот же город: Киото, столица
страны до 1868 года. Если 12-миллионный Токио - это настоящий город
будущего, с небоскребами и многоуровневыми магистралями, напоминающими
пространство фильма «Пятый элемент»: так и ждешь, что сейчас сквозь
ячейки этой паутины из стали, стекла и бетона понесутся персональные
летающие тарелки, то в Киото все пропитано стариной - не музейной, а
живой, дышащей: здесь расположено около 1600 буддийских и 600 синтоистских
храмов, и все они, даже самые древние, продолжают действовать.
Из всех направлений буддизма
в Японии получил наибольшее распространение дзен-буддизм. Это учение
побуждает человека прежде всего не искать помощи у высших сил, а находить
решения жизненных проблем в глубине своего «я». В дзенские храмы приходят
ради медитации - сосредоточенного размышления о мире и своем месте в
нем. При каждом храме есть сад: здесь посетители и стараются достичь
состояния сатори - душевного равновесия и просветления. Один из самых
известных - сад камней храма Рёандзи, построенного в 1450 году. Автором
сада считается знаменитый мастер Соами. Сад - небольшая прямоугольная
площадка (с востока на запад - 30 м, с юга на север -Юм), засыпанная
белым гравием. 15 камней организованы в пять групп. Каждую группу обрамляет
зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, похожие
на рябь воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.
Как и любой храмовый сад, этот является частью ансамбля: подойти к нему
можно, только пройдя через храм, а созерцать его - только сидя на веранде
храма.
Посетители храма знают: если
погрузиться в это созерцание достаточно глубоко, камни начнут рождать
удивительные ассоциации - всегда разные в разное время года и при разном
освещении в течение дня. Здесь каждый видит свое. Одним кажется, что
пять каменных групп - это пять великих горных вершин, поднимающихся
к небу сквозь облака, другим - что это пять островов в безбрежном океане,
третьим даже видится тигрица, которая со своими четырьмя детенышами
переплывает бурное море...
Но примечательно, что любой
созерцатель, с какой бы части веранды он ни смотрел на сад, всегда будет
видеть только четырнадцать камней из пятнадцати: один камень в любом
случае остается вне поля зрения. Может быть, таким образом дзен-буддийский
монах Соами старался показать людям безмерность мира, мощь космоса,
величие Будды, давая понять, что в мире немало сокровенного и непостижимого.
Ощущение величия и многообразия
мира в равной мере свойственно синтоизму. Его приверженцы поклоняются
ками - особой силе, или энергии, которая так или иначе присутствует
во всех предметах и явлениях природы, но в наибольшей степени - лишь
в некоторых, выдающихся, которые сами называются «ками». Синтоистские
святилища - их в Японии около восьмидесяти тысяч - это гигантские валуны,
огромные старые деревья и целые рощи, мощные водопады. А самый крупный,
важный и почитаемый ками - гора Фуджи: спящий вулкан высотой 3776 м,
где все это - леса, камни и водопады - собрано воедино.
...Давным-давно жили-были
старик со старухой, и не было у них детей. Старик ходил в лес, собирал
бамбук, изготовлял разные вещицы и продавал их. Однажды он нашел светящийся
бамбук, срезал его и увидел внутри очень красивую девочку, которая излучала
этот свет. Старик взял ее на руки и принес домой. Девочка росла не по
дням, а по часам. О ее красоте прослышал император, аристократы стали
предлагать ей руку и сердце, но она отказывала. Как-то раз красавица
вернулась домой очень грустной и поведала приемным родителям-свою тайну:
она, девочка из бамбука, - дочь лунного царя; теперь он зовет ее к себе;
когда месяц будет полным, она должна вернуться на луну. Старик со старухой
очень огорчились; они даже просили императора послать войска, чтобы
защитить их любимую дочку. Но в полнолуние появилась карета с небесными
посланцами - и старикам пришлось подчиниться. На прощание красавица
подарила им коробочку. «Откройте эту коробочку на вершине горы, - сказала
дочь лунного царя, - и будете жить вечно». Но зачем жить вечно без того,
кого любишь? И старики поднялись на самую высокую гору, но не открыли
коробочку, а зажгли ее. Поднялся дым, который и стал вечным...
Эту
чудесную легенду о Фуджи мне рассказали на втором этаже гостиницы «Вакакусано-ядо
Маруэй», находящейся на берегу озера Кавагутико - самого знаменитого
из пяти озер, окружающих Фуджи. Был теплый вечер, с озера дул приятный
ветерок, бледно-матовый дым поднимался в темнеющее небо. И огромная
гора вдруг представилась мне почти игрушечной: протяни руку - и окажется
на ладони. Это длилось один миг; затем я вновь услышала бульканье горячих
источников - японской бани, расположенной здесь, на втором этаже гостиницы,
и Фуджи во всем своем величии вновь легонько курилась на горизонте.
Но на эту секунду я, кажется, и впрямь поняла японцев, которые равно
любят карликовые и гигантские деревья, складывают из необработанных
камней причудливые композиции, под объективами телекамер изгоняют со
спортивной арены злых духов, а утилизированную технику используют для
дизайна интерьеров. Вероятно, подумала я, все дело в том, что они, японцы,
не делят кружающее на естественное и искусственное, а человеческую жизнь
- на важное и не важное.
Все взаимосвязано, все исполнено
смысла, и, значит, всему есть место в мгновении настоящего: старинному
и современному, колоссальному и миниатюрному, сотворенному природой
и придуманному человеком. Японская гармония - это стихия, которая укрощена
разумом и преображена чувством красоты.
Светлана
Матюшина , "Эгоист Generation"