Rambler's Top100


Счетчики

Rambler's Top100

HotLog

ПУТЬ К БОГАМ

 

       Обсуждать образ жизни японцев нынче модно. Пожалуй, нет сегодня человека, который не знал бы, что такое суши, гейша или самурай. Но, когда оказываешься в Японии, первое, что поражает, - это не восточная экзотика, а - лица. Улыбки японцев не похожи ни на безразлично-вежливые улыбки европейцев, ни на пресловутый американский оскал. Они лучатся какой-то глубокой, тихой радостью и, кажется, не исчезают никогда.
       Все десять дней, проведенных мною в Стране восходящего солнца, была хмурая, дождливая погода, но я не увидела и тени недовольства на лицах японцев: все они выглядели совершенно счастливыми, торопясь на работу под проливным дождем, струями стекавшим с их прозрачных зонтиков.
       Но наибольшее изумление я испытала, увидев, как японцы работают: такое воодушевление представители западного мира обычно демонстрируют лишь в развлекательных заведениях. К концу поездки мне показалось, что я немного приблизилась к разгадке мироощущения японцев. Вся их жизнь пронизана одним стремлением - стремлением к гармонии. Бытие они воспринимают как цельное художественное полотно, где тесно переплетается то, что на Западе принято разделять: действие и созерцание, священное и обыденное, любование прошлым и прорывы в будущее. Так, высокотехнологичный бизнес укрепляет традиционную этику, популярное единоборство обнаруживает древние ритуальные корни, а природа превращается в один большой храм, где «путь к богам», как называют знаменитую гору Фуджи, - это прежде всего путь к самому себе.

Работа: семь принципов успеха

       Несомненно, что именно благодаря уникальному отношению к своей работе японцы стали мировыми лидерами во многих областях, преимущественно - в области экономического развития. Уникальному - это не преувеличение. Мне довелось наблюдать это на примере компании Matsushita Electric Industrials Co., Ltd., одной из четырех крупнейших мировых компаний по производству высокотехнологичного оборудования для индустрии развлечений, бытовой техники и промышленного оборудования, коммуникационных технологий и микроэлектронного оборудования.
       Компания была основана 7 марта 1918 года под именем «Мацушита дэнки» с начальным капиталом 200 иен. «Кто сильно желает подняться наверх, тот придумает лестницу» - провозгласил Коносукэ Мацушита, основатель компании Matsushita Electric Industrials Co., Ltd., которая сегодня выпускает широкий спектр товаров в области аудио-, видео- и мультимедиатехнологий под маркой Panasonic.
       Его лестница выглядела так, В 1910 году, когда будущему магнату Коносукэ Мацушите шел семнадцатый год, в Осаке начали прокладывать трамвайные пути. Паренек из разорившейся деревенской семьи увидел первый трамвай и вдруг понял: эра велосипедов прошла, настала эпоха электричества. Он ушел из велосипедной мастерской, где раньше работал, и устроился в электроосветительную компанию электриком. В 1918 году он создал фирму «Мацушита дэнки». Тогда это была маленькая мастерская, но уже в начале 30-х «Мацушита дэнки» насчитывала восемь заводов, а объем продаж компании вырос до трех миллионов иен в год. Основная цель компании была та же, что у всех других: производить товары, продавать их и получать прибыль. Но главные преобразования, повлекшие за собой расцвет компании, были впереди. 5 мая 1932 года считается днем второго рождения компании: в этот день Коносукэ Мацушита призвал все производящие компании последовать сформулированной им философии: «Товары, производимые «Мацушита дэнки», должны обогатить жизнь человека и общества в целом» - и провозгласил семь принципов деятельности современной корпорации Matsushita Electric Industrials Co., Ltd., которые сотрудники компании тогда приняли с большим энтузиазмом. По сей день сформулированные Коносукэ Мацушита принципы являются главными при подготовке кадров, а сотрудники компании повторяют их на утренних собраниях.
       Вклад в общество: «Мы будем всегда честно выполнять свои обязанности производителя в обществе, членами которого мы являемся».
       Справедливость и честность: «Будем честны и справедливы в служебных делах и личных отношениях. Наши таланты и знания ничто, если мы не сможем уважать себя и заслужить уважение других».
       Сотрудничество и коллективизм: «Объединим наши возможности для достижения совместных результатов. Не важно, насколько талантлив каждый из нас в отдельности, без сотрудничества и духа коллективизма мы не можем стать Компанией с большой буквы».
       Неутомимое усилие к усовершенствованию: «Будем постоянно стремиться внести вклад в развитие общества своей деятельностью. Только предпринимая постоянное усилие к самосовершенствованию, мы сможем соблюсти наши основные принципы и послужить миру и процветанию".
       Вежливость и скромность: «Будем вежливы и скромны по отношению к другим, будем надлежащим образом укреплять здоровые социальные отношения и улучшать качество жизни».
       Адаптация: «Будем адаптировать свое мышление и поведение в соответствии с изменениями мира вокруг нас, заботиться о гармонии с природой».
       Благодарность: «Будем благодарны за все, что получаем. Наша благодарность станет источником радости и энергии, окрыляющей нас в преодолении преград на нашем пути».
       В 1951 году в истории компании началась новая эпоха. Съездив в США и придя в восторг от увиденных там бытовых электротоваров, Коносукэ Мацушита решил форсировать выпуск стиральных машин, черно-белых телевизоров и холодильников. Тогда же Коносукэ Мацушита принял решение о создании центральной исследовательской лаборатории для кардинального технического обновления продукции. В 1955 году Мацушита снова шокировал общественность, выдвинув идею пятилетнего плана развития компании. Он призвал за ближайшие пять лет увеличить объем продаж продукции компании в четыре раза. Если в 1955 году выручка составляла 22 миллиарда иен, то в 1960 году она должна была составить 81,3 миллиарда иен. Эта цель казалась нереальной, однако результат превзошел самые смелые ожидания: производство развивалось настолько бурно, что в назначенный год прибыль выросла до 105 миллиардов иен. Не признать успех компании было невозможно. В 1961 году между основателем компании и посетившим Японию зампредом Совмина СССР Анастасом Микояном состоялся такой диалог.
       Коносуке Мацушита: «Ваша страна освободит народ, а я освободил миллиард четыреста миллионов женщин от тяжелого домашнего труда». Анастас Микоян: «Вы хотя и капиталист, но великий капиталист».
       Сегодня вице-президент компании Matsushita Юкио Шотоку объясняет секрет успеха компании так: «У Коносукэ Мацушиты была способность предвидеть развитие компании на много лет вперед. Он был очень внимателен к потребителю. Прежде всего стремился к тому, чтобы принести пользу обществу. А ответственность за все неудачи компании возлагал только на одного человека - ее руководителя».
       Один из основных принципов компании - принцип гармонии производства и живой природы - соблюдается посредством работы Технологического центра по переработке отходов (МЕТЕС). В Японии думают на десять лет вперед - и не только о том, как произвести продукт, но и как его утилизировать. Центр МЕТЕС - один из крупнейших по утилизации вышедших из употребления четырех самых распространенных бытовых электроприборов Panasonic: холодильников, телевизоров, стиральных машин и кондиционеров. В год здесь перерабатывается 1 000 000 единиц всевозможных электроприборов. Порой к процессу утилизации в Японии подходят весьма творчески. Так, в зале центра можно увидеть прелестный журнальный столик, сделанный из стиральной машинки.
       Однако производством и утилизацией товаров компания не ограничивается. Panasonic Center в Токио - это не только комплексный информационный центр группы «Мацушита» - столичная достопримечательность и «выставка достижений" компании Matsushita Electric Industrial Co., Ltd., но и один из любимых развлекательных центров японцев. В двух четырехэтажных корпусах можно лично опробовать любую технику, от цифровых камер до оборудования по переработке вторичного сырья. В четырех грандиозных студиях, оборудованных новейшей техникой для съемок TV-программ, уже снимаются известные шоу и музыкальные представления. Маленькие японцы любой детской площадке предпочтут пару часов в зале компьютерных игр Nintendo. Ну а самым популярным развлечением в Panasonic Center является посещение «Фабрики динозавров», занимающей пять залов. Здесь собрана богатейшая коллекция останков древних ископаемых со всех уголков земного шара. В лабораториях можно наблюдать за процессом реставрации останков, а в информационном центре получить самую свежую информацию о ведущихся исследованиях.

Борьба сумо: в большом теле - большой дух

       Турниры сумо проводятся в Японии шесть раз в год, длятся по пятнадцать дней с девяти утра до шести вечера. Трижды в год турниры проходят в Токио, трижды - в других городах. На каждый съезжаются около восьмисот борцов со всей Японии. Все турниры транслируются по радио и телевизионному каналу NHK. В это время японцы замирают перед экранами телевизоров, где бы они ни находились: в магазинах, в кафе или дома. Сумо может потеснить в телепрограмме даже новости: шестичасовой выпуск не начнется до тех пор, пока не будет завершен последний поединок этого дня.
       Легенда связывает с борьбой само существование Японии: в незапамятные времена бог Такамикадзути одолел в поединке бога варваров, населявших остров Хонсю, после чего японцы получили право там поселиться. Первые достоверные сведения о сумо относятся уже к середине VII века н.э., когда начали ежегодно устраиваться соревнования под покровительством императора. Проводились они в рамках праздника, посвященного окончанию полевых работ, - то есть были частью большой обрядовой «программы», включавшей танцы, молитвы и театральные представления на религиозные темы. Тогдашняя техника борьбы не отличалась утонченностью: запрещенных приемов практически не было.
       Окончательно борьба сумо сложилась в период Эдо (после 1603 года), дойдя до наших дней практически в неизменном виде. Именно в период Эдо оформилось около семидесяти канонических приемов (броски, подножки, подсечки, захваты, толчки и т.п.), утвердились правила соревнований и сопровождающий их ритуал. Отныне борцам категорически запрещалось хватать соперника за волосы, пинать ногами и бить кулаками в голову. Одеянием богатыря стала набедренная повязка. Сложилась и нынешняя борцовская иерархия, было введено звание великого чемпиона - йокодзуна. Определились, наконец, и критерии отбора будущих борцов: рост - выше 173 см, вес - тяжелее 75 кг, возраст - до 23 лет, а также особая гибкость - позволяющая, в частности, свободно садиться на шпагат.
       Борцы сумо живут и тренируются в особых школах - бэя, напоминающих по своей структуре монастыри. Мне посчастливилось проникнуть в одну из самых известных школ - Отакэ-бэя - в то время, когда там проводился турнир. И, хотя по правилам школы брать интервью у борцов во время турниров запрещается, для меня было сделано исключение.
       В стенах школы его называют Рохо, что означает - Русский Феникс. По паспорту же он - Сослан Борадзов, родившийся в1980 году во Владикавказе. В Отакэ-бэя этот борец ростом 194 сантиметра и весом 150 килограммов - тот самый, единственный иностранец, которого по правилам разрешается принять каждой школе. Он - один из четырех россиян-сумоистов, живущих сейчас в Японии, причем первым из них был удостоен звания сэкитори, борца элитных дивизионов Всеяпонской ассоциации сумо.
       Сослан рассказал, что в школе проживают восемь человек и все называют друг друга «брат». Настоятель этого «монастыря», тренер - «отец». Сумоистам школы запрещается водить машину и посещать дискотеки. Обязательная одежда - кимоно. Выходной день - воскресенье. Отпуск - один раз в году. Школу сумоистам менять запрещено.
       На традиционный вопрос: «Чего вам не хватает в Японии?» - Сослан ответил просто: «России не хватает». Перед турниром он всегда посещает русскую церковь и молится «большому Богу». Очевидно, молитвы помогают: в тот день, когда я была на турнире, Сослан победил.
       Турнир - басе - проходит в зале прямоугольной формы. Под потолком зала висят обереги - подношения богам, а посередине расположена арена борьбы - дохе. Она представляет собой круг диаметром около 4,55 метра, сделанный из глины, покрытый тонким слоем песочной крошки и окаймленный соломенной окантовкой. Дохе - сугубо мужская территория: женщинам ступать туда категорически запрещено.
       Подготовка арены к басе - настоящее искусство, окутанное многочисленными тайнами и поверьями. «Строительный материал» доставляется к местам будущих поединков из отдаленных уголков страны. Глина для токийских турниров, например, добывается в префектуре Тиба. Где именно - знают только несколько посвященных. На сооружение дохе отводится ровно 72 часа. За это время 42 специалиста (по основному своему роду деятельности они также являются йобидаси - зазывалами, приглашающими участников соревнований на помост) должны не просто подготовить арену технически, но и провести несколько ритуалов. В центре дохе обязательно должны быть зарыты каштан, плод китайского мисканта, сушеная каракатица, морские водоросли, мытый рис и соль. Накануне турнира «посевы» поливают освященным сакэ. Это нужно для того, чтобы вызвать удачу и получить благословение богов.
       Когда все 14-15 тонн глины утрамбованы и священные действия произведены, можно начинать турнир. Открывает его церемония под названием дохё-ири - вступление на помост. Под негромкие, ритмичные звуки, издаваемые деревянными палочками, перед зрителями появляются борцы. Сначала выходят те, кто представляет Восток, затем - Запад. Они хлопают в ладоши, что символизирует избавление от злых духов, и выстраиваются вдоль помоста. Венчает парад участников выход борца, имеющего титул йокодзуна - великого чемпиона. Он появляется на помосте в сопровождении двух оруженосцев, один из которых держит в руке церемониальный меч. Йокодзуна подпоясан плетеной веревкой из рисовой соломы - симэнава (такие веревки можно видеть в синтоистских храмах, где они так и называются йокодзуна). Сначала богатырь хлопает в ладоши (это должно привлечь внимание богов), потом вытягивает руки в стороны ладонями вверх, демонстрируя всем, что в руках он не имеет оружия, а в мыслях - дурных намерений. После этого йокодзуна поочередно высоко поднимает ноги, а затем с подчеркнутым притопом опускает их на землю. Таким образом происходит изгнание с дохе злых духов. После этого на помост выходят судьи - гёдзи, одетые в кимоно периода Камакура (600-летней давности), и соревнования начинаются.
       Борцы сумо распределены сообразно своим заслугам на девять рангов, причем в начале турнира схватки происходят только между борцами одного ранга. В течение дня на дохе выходят всё более сильные и титулованные борцы - вплоть до шести вечера, когда завершается поединок с участием йокодзуна.
       
За день проводится более 200 поединков, длящихся, как правило, всего несколько секунд; победителем считается тот, кто сумел вытолкнуть соперника за пределы арены или заставить его коснуться земли любой частью тела кроме ступни. Цель борца на турнире - одержать максимальное количество побед (катикоси), ибо от этого зависит его дальнейший статус - движение по иерархической лестнице вверх или вниз. Впрочем, это - перспективы личной карьеры. В рамках же данного турнира решающее значение имеет лишь абсолютная победа по числу катикоси: в сумо нет призовых мест - вся слава достается чемпиону.

Молитва: путешествие в глубины своего «я»

       В Японии распространены два вероучения: синтоизм, который имеет местные корни, уходящие в глубочайшую древность, и буддизм, который пришел из Индии через Китай около тысячи лет назад. Статистика может назвать число приверженцев каждой из этих религий; но в определенном смысле - а именно на уровне японской ментальности - между ними нельзя усмотреть не только противоречий, но и резкого разграничения. Старинный островной культ природы и зародившееся на материке, далеко к западу, учение о пути к нирване, встретившись на здешней почве, взаимно изменили друг друга, дабы выразить две неотделимые друг от друга стороны единого мироощущения.
       Центром религиозной жизни-то есть обеих религий - является в Японии один и тот же город: Киото, столица страны до 1868 года. Если 12-миллионный Токио - это настоящий город будущего, с небоскребами и многоуровневыми магистралями, напоминающими пространство фильма «Пятый элемент»: так и ждешь, что сейчас сквозь ячейки этой паутины из стали, стекла и бетона понесутся персональные летающие тарелки, то в Киото все пропитано стариной - не музейной, а живой, дышащей: здесь расположено около 1600 буддийских и 600 синтоистских храмов, и все они, даже самые древние, продолжают действовать.
       Из всех направлений буддизма в Японии получил наибольшее распространение дзен-буддизм. Это учение побуждает человека прежде всего не искать помощи у высших сил, а находить решения жизненных проблем в глубине своего «я». В дзенские храмы приходят ради медитации - сосредоточенного размышления о мире и своем месте в нем. При каждом храме есть сад: здесь посетители и стараются достичь состояния сатори - душевного равновесия и просветления. Один из самых известных - сад камней храма Рёандзи, построенного в 1450 году. Автором сада считается знаменитый мастер Соами. Сад - небольшая прямоугольная площадка (с востока на запад - 30 м, с юга на север -Юм), засыпанная белым гравием. 15 камней организованы в пять групп. Каждую группу обрамляет зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, похожие на рябь воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором. Как и любой храмовый сад, этот является частью ансамбля: подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать его - только сидя на веранде храма.
       Посетители храма знают: если погрузиться в это созерцание достаточно глубоко, камни начнут рождать удивительные ассоциации - всегда разные в разное время года и при разном освещении в течение дня. Здесь каждый видит свое. Одним кажется, что пять каменных групп - это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другим - что это пять островов в безбрежном океане, третьим даже видится тигрица, которая со своими четырьмя детенышами переплывает бурное море...
       Но примечательно, что любой созерцатель, с какой бы части веранды он ни смотрел на сад, всегда будет видеть только четырнадцать камней из пятнадцати: один камень в любом случае остается вне поля зрения. Может быть, таким образом дзен-буддийский монах Соами старался показать людям безмерность мира, мощь космоса, величие Будды, давая понять, что в мире немало сокровенного и непостижимого.
       Ощущение величия и многообразия мира в равной мере свойственно синтоизму. Его приверженцы поклоняются ками - особой силе, или энергии, которая так или иначе присутствует во всех предметах и явлениях природы, но в наибольшей степени - лишь в некоторых, выдающихся, которые сами называются «ками». Синтоистские святилища - их в Японии около восьмидесяти тысяч - это гигантские валуны, огромные старые деревья и целые рощи, мощные водопады. А самый крупный, важный и почитаемый ками - гора Фуджи: спящий вулкан высотой 3776 м, где все это - леса, камни и водопады - собрано воедино.
       ...Давным-давно жили-были старик со старухой, и не было у них детей. Старик ходил в лес, собирал бамбук, изготовлял разные вещицы и продавал их. Однажды он нашел светящийся бамбук, срезал его и увидел внутри очень красивую девочку, которая излучала этот свет. Старик взял ее на руки и принес домой. Девочка росла не по дням, а по часам. О ее красоте прослышал император, аристократы стали предлагать ей руку и сердце, но она отказывала. Как-то раз красавица вернулась домой очень грустной и поведала приемным родителям-свою тайну: она, девочка из бамбука, - дочь лунного царя; теперь он зовет ее к себе; когда месяц будет полным, она должна вернуться на луну. Старик со старухой очень огорчились; они даже просили императора послать войска, чтобы защитить их любимую дочку. Но в полнолуние появилась карета с небесными посланцами - и старикам пришлось подчиниться. На прощание красавица подарила им коробочку. «Откройте эту коробочку на вершине горы, - сказала дочь лунного царя, - и будете жить вечно». Но зачем жить вечно без того, кого любишь? И старики поднялись на самую высокую гору, но не открыли коробочку, а зажгли ее. Поднялся дым, который и стал вечным...
       Эту чудесную легенду о Фуджи мне рассказали на втором этаже гостиницы «Вакакусано-ядо Маруэй», находящейся на берегу озера Кавагутико - самого знаменитого из пяти озер, окружающих Фуджи. Был теплый вечер, с озера дул приятный ветерок, бледно-матовый дым поднимался в темнеющее небо. И огромная гора вдруг представилась мне почти игрушечной: протяни руку - и окажется на ладони. Это длилось один миг; затем я вновь услышала бульканье горячих источников - японской бани, расположенной здесь, на втором этаже гостиницы, и Фуджи во всем своем величии вновь легонько курилась на горизонте. Но на эту секунду я, кажется, и впрямь поняла японцев, которые равно любят карликовые и гигантские деревья, складывают из необработанных камней причудливые композиции, под объективами телекамер изгоняют со спортивной арены злых духов, а утилизированную технику используют для дизайна интерьеров. Вероятно, подумала я, все дело в том, что они, японцы, не делят кружающее на естественное и искусственное, а человеческую жизнь - на важное и не важное.
       Все взаимосвязано, все исполнено смысла, и, значит, всему есть место в мгновении настоящего: старинному и современному, колоссальному и миниатюрному, сотворенному природой и придуманному человеком. Японская гармония - это стихия, которая укрощена разумом и преображена чувством красоты.
Светлана Матюшина , "Эгоист Generation"


© 2002-2004 «Моя Япония» by Morrigan

 

Ваши замечания и пожелания Полезные ссылки Работы Лилит Кино Японии Книги о Японии Аниме Япония Последние новости

Hosted by uCoz