Откровенно
говоря, Япония немного страшит. И не только трудностями перевода. Они
как раз вполне преодолимы: названия станций метро давно уже дублируются
латинским шрифтом (после войны вообще хотели на него перейти). Страшит
ореол самой дорогой страны мира и пугают сложности оформления визы.
Итак, нашей задачей было пробыть
транзитом в Токио два дня перед полётом на Таити и один день — на обратном
пути. При транзите продолжительностью не более 72 часов виза не требуется;
оформляется так называемый Shore pass, аналогичный тому, который выдаётся
пассажирам круизных судов, позволяющий находиться в стране некоторое
время без визы. Учитывая то, что обычную туристическую визу в Японию
приходится оформлять в течение месяца при условии предоставления в консульство
массы «подтверждающих» документов, Shore pass — великое благо, дающее
зозможность хотя бы мельком посмотреть эту страну.
Основная сложность при оформлении
обычной визы в Японию — необходимость иметь подтверждение оплаченных
«туруслуг» на месте. Сколько стоят эти услуги для индивидуальных туристов
можно прикинуть, исходя из предложения одного из крупнейших японских
туроператоров — JTB (он же «Sunrise»). За троих на два дня выходило
$5300. Русскоязычный лицензированный гид стоил $500 за 8 часов плюс
по $50 за час переработки. Трансфер Нарита — Токио — $500 в один конец.
Короче, проще повеситься, чем путешествовать по таким ценам. Поэтому
единственным выходом было найти «нелицензированного» русского, который
помог бы нам разобраться в умопомрачительной транспортной системе Токио,
так как наиболее разумный способ передвижения по этому мегаполису для
туриста — общественный транспорт с проводником. Иначе токийская подземка
могла стать нашей братской могилой.
«Проводника» я нашёл через
поисковую систему в Интернете. Завёл фразу «русский гид в Токио» и сразу
попал на сайт некоей Татьяны, предлагавшей свои услуги в качестве гида-переводчика
в Японии. К ней я и обратился за содействием. Берёт она за работу по
японским меркам очень «нелицензированно», прямо по-европейски — $45
с человека в день. «По-европейски» в Японии является синонимом «дёшево».
Итого выходит $135 с троих. Её я попросил подыскать недорогое жильё
в Токио. Предложенный риокан «Тайту» в Асакусе был приемлем по цене
($30 с человека), но выглядел уж слишком неказисто. Старый деревянный
дом с узкими скрипучими лестницами. Похоже, что когда-то он был притоном
или домом терпимости. Слышимость внутри риоканов превосходная, а потому
заезжая компания каких-нибудь шумных китайцев могла запросто испортить
весь сон, В Японии есть ещё один вариант дешёвого размещения — семейные
пансионы «минсюку» (minshuku), но экспериментировать не хочется да и
времени нет. Попросили найти что-нибудь потрадиционнее и поприличнее.
Нужно сразу сказать, что в этом случае надо исходить из бюджета $100
за номер. Это чтобы быть реалистами. Кроме того, всегда надо приплюсовывать
налоги, которые ещё увеличивают стоимость номера на 20% как минимум.
В итоге мы поселились в гостинице Grand Arc Hanzomon напротив бывшего
Императорского дворца, в трёх минутах езды от Tokyo Station. От самого
дворца, разрушенного американскими бомбардировками, осталось немного
— стена и несколько отреставрированных башен и павильонов, потому считать
это особо интересной достопримечательностью Токио не стоит.
Японские гостиницы — отдельная
песня. Снаружи даже «топовый» отель выглядит, как тюрьма. Всё строго
функционально, аскетично, без «архитектурных излишеств». Номера маленькие.
Санузлы ненамного больше, чем в самолёте. Ванная — только сидячая. Стоит
добавить, что в номерах идеальная чистота и есть все необходимые аксессуары
(чайник, электроплитка, пакетики чая, расчёска, зубная щётка с тюбиком
пасты, кимоно, тапочки). Всё хорошо, только размеры какие-то лилипутские.
От аэропорта Нариты до Токио
ходит скоростной поезд-экспресс. Стоит поездка $28. Билет можно купить
в кассе в зале прилётов; затем надо спуститься вниз по эскалатору, потом
ещё на лифте, и вы попадёте на платформу. Поезд до Токио идёт 58 минут.
Экспресс делает остановку в Уэно. С обеих станций можно сразу прыгнуть
в запутанную паутину токийской «рельсовой» транспортной системы, которая
состоит не только из метро, но и из наземных электричек, связывающих
Токио с пригородами. Путешествие по этой паутине может показаться мукой.
Ко всему прочему, для пользования некоторыми линиями требуется покупка
дополнительного билета. Поездка в метро обходится в 150-230 йен (1 USD
= 102 Y). Это раз в пятьдесят дешевле, чем такси.
Мы прилетели в Токио в субботу,
т.е. в ту пору, когда мужская половина города по идее должна ходить
на бровях. Ходит она таким образом в кварталах Сибуйя, Синдзюку и особенно
Кабуки. По Гинзе народ ходит поприличнее. Это как бывший Калининский
проспект в Москве — средоточие лучших магазинов и самой яркой неоновой
рекламы. Кабуки — самое «дно», но до него этим «дном» была Асакуса.
Теперь это вполне благообразное место. К храму Асакуса-Каннон ведёт
аллея с лавками, торгующими сувенирами и сластями. Место очень приятное,
чтобы встретить вечер.
Но ещё более приятным местом
для времяпрепровождения является Камакура — одна из древних столиц Японии,
лежащая где-то на полпути между Токио и Иокогамой. Прочь, прочь из токийских
каменных джунглей! Но сделать это не так уж просто... Когда едешь на
поезде, то создаётся впечатление, что город никогда не кончается, что
вся Япония — один сплошной город, над которым высится незастроенный
конус Фудзиямы. Больше всего удивляет расстояние между железнодорожным
полотном и жилыми домами. Ни о какой «полосе отчуждения» не может идти
и речи. Также как о тротуарах в таких маленьких городах, как Камакура.
Обитателям крохотных японских квартирок, живущих по соседству с железной
дорогой, опасно высовывать голову из окон — снесёт напрочь проходящим
поездом. Теснота везде и во всём. Но посреди неё попадаются отдельные
зелёные островки, дающие приют буддийским и синтоистским храмам, коих
в Камакуре насчитывается более восьмидесяти. Если выйти на станции Кита-Камакура,
то можно пешком дойти до крупных монастырей Энгакудзи и Тэкэйдзи. От
станции «Камакура» по главной улице (прямо и налево) можно пройти к
наиболее известному храмовому комплексу Камакуры — Цуругаока Хатимангу
(храм божества Хатимана на Журавлином холме). Если проехать пару остановок
на электричке ещё дальше, то можно выйти к «визитной карточке» Камакуры
— одиннадцатиметровой и девяностотрёхтонной бронзовой статуе Будды (Дайбуцу)
в храме Котоку, относящейся к 1252 году.
Камакуру посещают порядка
двух миллионов туристов в год, и это неудивительно — это ближайший к
Токио «исторический» город, позволяющий приобщиться к основам древней
японской культуры, поскольку сам Токио на памятники бедноват.
Но если время совсем ограничено,
то можно «припасть к истокам», далеко от аэропорта не отъезжая. Нарита
— не только аэропорт, но и «исторический» город, сохранивший немалую
толику очарования «старой Японии». В аэропорту садитесь на электричку,
и вторая остановка будет «Нарита». Дальше как в Камакуре — прямо и налево,
по улице до конца. Ближе к храму Синсодзи улица Омотесандо приобретает
совершенно «традиционный японский» вид. Здесь много недорогих закусочных
и магазинчиков, торгующих местными сластями, которые, в общем-то, не
такие уж сладкие: японцы во вкусах умеренные — не любят ни сладкого,
ни острого. Кстати говоря, Нарита представляет возможность за недорого
приобщиться к японской кухне. Комплексный обед из нескольких блюд обойдётся
в 900-1300 йен. Суши и сашими здесь дешевле, чем в Токио. А если обойти
все храмы, стелы и пагоды на холме Наритасан, то можно насытиться не
только японской мирской пищей, но и духовной. В Нарите также много музеев,
посвященных японскому искусству, истории самураев; есть также отличный
музей аэронавтики. Так что транзитнику здесь есть, чем заняться. Не
всегда приаэропортовые городки — это только аэропорт.
Гостиницу в Нарите можно заказать
прямо в аэропорту, у стойки Hotel reservation, где также продают билеты
на электричку. Подходишь, называешь нужное месторасположение и примерный
бюджет. Нам подобрали гостиницу Li-City рядом с вокзалом Нариты. 7000
йен за номер вместе с завтраком. Ко всему прочему, гостиничный автобус
забирает постояльцев прямо в аэропорту, а потом отвозит их туда, так
что ещё и на транспорте можно сэкономить, хотя железнодорожный билет
до Нариты не так уж и дорог — всего 600 йен.
Надо отметить, что после 72
часов пребывания в Японии ее пугающий ореол как-то потускнел. После
преодоления визовых проблем, трудностей с транспортом и жильем можно
было сказать с уверенностью — первое знакомство со страной Восходящего
солнца прошло более-менее гладко. И обошлось в сущие копейки.
Николай Баландинский, Газета для Путешественников