Традиционно
японский гений ярче всего проявляет себя во всем миниатюрном. Любимые
герои народных сказок - не богатыри-великаны, а крошечные мальчики.
А придворная дама XI века и автор замечательной книги «Записки у изголовья»
Сэй-сёнагон восклицает: «Сорвешь в пруду маленький листок лотоса и залюбуешься
им! А мелкие листики мальвы! Вообще все маленькое трогает своей прелестью».
Это ведь японцы некогда придумали
жанр хайку - стихотворений, в которых всего 3 строки и 17 слогов, они
же подарили миру складные веера и зонтики, а теперь производят компактные
автомобили и лучшие в мире микросхемы.
К этому «микроряду» можно
отнести и бонсай - традиционное искусство выращивания карликовых деревьев.
Хотя «карликовые» - это сказано слишком общо. Рост деревьев сильно различается.
Высота самых маленьких бонсай составляет всего-то около 5 сантиметров,
хотя наиболее распространенный размер - 40-60 сантиметров. Экземпляры
высотой в метр считаются уже «огромными», и растут они не в доме, а
под открытым небом в саду.
На самом деле, бонсай (буквально
«выращивание на подносе») придумали в Китае. Первые упоминания о нем
относятся к VIII веку. В Японию эти удивительные деревца завезли буддистские
монахи. Изысканный, требующий особого ухода, а значит - и немалых расходов
бонсай стал привилегией богатых. Мода быстро распространялась среди
знати, достигнув своего пика в XVII веке. Самые старые образцы бонсай,
дожившие до наших дней, относятся именно к этому времени. Этим деревцам
больше 300 лет!
Увлечение «китайскими деревцами»
органично вписалось в традиции островной страны, где жизненное пространство
всегда было ограничено, где до сих пор экономят на каждом сантиметре.
К тому же японцам понравилась идея, что совсем не обязательно ехать
куда-то, чтобы полюбоваться природой. Можно воссоздать ее миниатюрную
модель в своем садике или в доме.
Местные художники даже не
выезжали «на этюды», предпочитая вспоминать виденные когда-то пейзажи
или рисовать «идеальный ландшафт». Бонсай, с его стремлением «одомашнить»
дикую природу, как нельзя лучше вписался в эту эстетику. Так появились
миниатюрные японские сады, ставшие одной из «визитных карточек» Страны
восходящего солнца. В XIX веке выращивание «карликов» перестает быть
увлечением знати и становится популярным среди художественной богемы.
Первая всеяпонская выставка бонсай прошла в Токио в 1914 году.
Что касается европейцев, то
они познакомились с искусством «выращивания на подносе» на первых всемирных
выставках. Настоящий фурор произвел японский павильон Всемирной выставки
1900 года в Париже, украшенный образцами бонсай. С 1937 года в Европе
ежегодно устраиваются общенациональные и периодически - международные
выставки. Они неизменно собирают огромное число ценителей и просто любопытных.
Бонсай
- не просто «микрочастичка» природы. Это целая вселенная, «небо и земля
на одном подносе». Речь идет о строительстве модели мироздания. Японцы
убеждены: человек, который занимается бонсай, должен отличаться чистотой
помыслов и деяний. В противном случае его труд обречен на неудачу.
Этот труд просто не может
не быть кропотливым. Часто считают, что в бонсай используются какие-то
особые, специально выведенные селекционерами растения. На самом деле
это деревья самых обычных пород: сосна, кедр, можжевельник, клен, бук,
слива, сакура, японская яблоня. (Правда, есть и своя иерархия. Хвойные
деревья в бонсай традиционно ценятся выше лиственных. А плодовые - выше
тех, которые только цветут, но не плодоносят.)
Итак, дерево для культивирования
выбрано. Теперь нужно приучить» его не расти. Первоочередная задача
мастера - создать условия, которые ограничат природный рост в домашних
условиях. А это непросто. Деревья, выросшие на высокогорье, также намного
меньше своих равнинных собратьев. Но в горах причина замедленного роста
кроется в бедности почвы, отсутствии воды и постоянно дующих холодных
ветрах. В арсенале мастера бонсай другие приемы, приводящие к тому же
результату. Чтобы придать стволу и кроне заранее продуманную форму,
используют набор специальных инструментов и приспособлений: гири, веревки,
мягкую проволоку, клинья, стяжные муфты и распорки, кусачки, стамеску,
пилу, щипцы, секатор, ножницы... В первую очередь мастер обрезает корни,
ветви и нарождающиеся почки - растение не должно тянуться ввысь. Главный
принцип мастера бонсай тот же, что и у скульптора: отсекать все лишнее.
Стилей бонсай множество, и
создавались они на протяжении веков. Первостепенное значение при определении
стиля придается расположению ствола и ветвей, хотя в некоторых стилях
имеет значение и форма корней.
Помимо «нормального» деревца
с прямым стволом и обычной кроной, это может быть растение, как бы «пораженное
молнией» (деформированный голый ствол с несколькими живыми веточками
на верхушке). Или же «изогнутое ветром», когда ветви на наклоненном
стволе растут только с одной стороны. А деревца в стиле «каскад» свисают
с контейнера, словно с утеса.
Особо ценятся растения с обнаженными
корнями, «обнимающими» камень. Они должны напоминать дерево в горах,
из последних сил цепляющееся за скалы. И всегда соблюдается одно важное
правило: растение не должно находиться в центре керамического контейнера.
Ведь в живой природе никогда не бывает строгой симметрии.
Самые популярные бонсай -
одиночные растения. Однако можно из одной корневой системы вырастить
и несколько стволов. Особого труда требуют «рощи», состоящие из нескольких
деревьев (обычно одного вида). При этом число деревьев должно быть нечетным.
Принцип ассиметрии «работает» и здесь.
Для японца бонсай символизирует
вечность. Чем старше дерево, тем оно больше ценится. Мастер стремится
к тому, чтобы его произведение, даже если оно еще совсем молодое, выглядело
старше, чем есть на самом деле. Искривленные формы деревьев должны напоминать
согорбленные спины и ассоциироваться со старостью и мудростью. Мхи и
лишайники, покрывающие землю, призваны еще более усиливать это впечатление.
Деревца
почтенного возраста бережно передаются из поколения в поколение. Нередко
такую семейную реликвию можно увидеть в традиционном японском доме во
время празднования Нового года. Обычно это цветущие персик или слива,
выставленные в специальной нише как символы окончания зимы и наступления
весны.
Бонсай - искусство, требующее
не только специальных знаний, но и большого терпения. Вырастить деревце
в домашних условиях совсем не просто. Даже в Японии с ее многовековыми
традициями бонсай этим занимаются в основном профессионалы. Известные
на всю страну мастера живут в квартале, который так и называется - Бонсай.
Это в городе Омия, неподалеку от Токио. Бонсай здесь выращивают чуть
ли ни в каждом дворе. Есть и большие питомники, открытые для посещения.
Особо ценные экземпляры стоят в специально отведенном для них почетном
месте. Купить здесь можно любое деревце, которое вам понравится. Однако
цены высокие. Произведения искусства не могут стоить дешево!
Для
нас, обитателей каменно-асфальтовых мегаполисов, зеленый цвет ассоциируется
прежде всего со светофором, и только потом уже с листвой. Бонсай - одна
из тоненьких ниточек, которая все еще соединяет человека с природой.
Наверное, именно поэтому трудоемкое, но прекрасное искусство бонсай
сохраняет свою популярность и в Японии, и в России, привлекая все новых
и новых почитателей.
|
Стиль
Классический прямостоячий
Основной
стиль. Подходит для деревьев почти всех пород.
|
|
Стиль
Наклонное дерево
Ствол
слегка наклонен. Символ сопротивления ветру.
|
|
Стиль
Каскад, или Согнутый ветром
Ствол
круто склонен и зависает ниже основания контейнера.
|
|
Стиль
Обнаженные корни
Корни
дерева не пересыхают, так как покрыты корой.
|
|
Стиль
Ломкое дерево
Ствол
разделен на две части, и разрыв не покрыт корой.
|
|
Стиль
Полукаскад
Ствол
растет вверх и наклоняется, но не ниже основы контейнера.
|
|
Стиль
Корни на скале
Корни
деревца углубляются в трещены камня.
|
|
Стиль
Пораженный молнией
Живыми
и растущими остаются лишь ветки на верхушке.
|
|
Стиль
Два ствола
Стволы
непременно должны быть разной высоты и толщины.
|
Россия
на волне новой моды на японское бонсай становится все более популярным
Россию
также не обошло увлечение бонсай. К нам эти экзотические растения попадали
разными путями. Несколько экземпляров были когда-то привезены из Японии
в батумский и ленинградский ботанические сады. Но не прижились: тогда
просто не было специалистов, которые могли за ними ухаживать. Поэтому
мода на бонсай, захлестнувшая послевоенную Европу и Америку, по большому
счету прошла мимо нас. Начало истории российского бонсай смело можно
датировать 1976 годом. Тогда японское посольство в Москве подарило Ботаническому
саду Российской Академии наук 44 миниатюрных деревца. Необычными растениями-карликами
практически никто не занимался, пока в Ботанический сад не пришла работать
биолог Тамара Петровна Белоусова. Ей принадлежала идея организации клуба
«Бонсай». Учредителями клуба стали Главный ботанический сад РАН и Государственный
музей Востока.
Созданный в 1989 году клуб
«Бонсай» пока остается единственной официально зарегистрированной организацией
такого рода в нашей стране. Хотя неформальные объединения любителей
бонсай существуют и в других российских городах: Новосибирске, Екатеринбурге,
Самаре, Мурманске, Ялте. Обычно это несколько человек, которые собираются
вокруг одного энтузиаста. Московский клуб «Бонсай» куда более многочисленный,
и количество его членов постоянно растет. В начале своего существования
в нем было 40 человек, сегодня - уже около ста. Встречаются члены клуба
в последнее воскресенье месяца в три часа дня, как правило, в фондовой
оранжерее Ботанического сада. Все здесь поставлено на серьезную основу.
«Мы проводим мастер-классы, обмениваемся информацией, устраиваем выставки,
участвуем в международных симпозиумах», - рассказывает президент клуба
Тамара Белоусова. - «В нашем распоряжении не только уникальная коллекция
бонсай, но и прекрасная библиотека. Раньше мы часто ездили в экспедиции
- на Алтай, где огромный выбор природного материала, в Ялту - за роскошными
камнями».
На волне популярности японской
культуры, у бонсай в России появляется все больше почитателей. В отличие
от Европы, где увлечение этим требующим большого терпения искусством
последнее время пошло немного на спад. Образцы бонсай можно все чаще
встретить на ежегодном фестивале цветов, а подмосковный совхоз «Красная
Нива» занят разведением и продажей бонсай едва ли не в промышленных
масштабах. Однако, по словам Тамары Белоусовой, понятия «бонсай» и «коммерция»
несовместимы. «Нужно минимум четыре-пять лет, чтобы вырастить одно растение.
И это будет даже не бонсай, а скорее, «болванка». Понятно, что поставить
подобную деятельность на поток невозможно. Купить в России настоящий
бонсай тоже практически невозможно-только заготовку. Стоить она может
от 300 рублей до нескольких сот и дже тысяч долларов. Поэтому каждый,
кто собирается завести подобное растение, должен быть готов к годам
труда». Но, собственно, именно ради этого люди и занимаются искусством
бонсай.
Александр Мещеряков, Geo