Такеши
Китано впервые снял историческую стилизацию: «затоичи» - одиссея слепого
массажиста, мастера боя на мечах, классического японского киногероя,
на традиционное самурайское кино, впрочем, фильм китано походит мало:
в нем танцуют степ, кровь хлещет как в «убить билла», а сам затоичи
стал блондином - и, возможно, не таким слепым, какажется. Станислав
Ростоцкий пересмотрев старые фильмы о затоичи, а Станислав Зельвенский
встретился с такеши китано.
—
Любой японец, наверное, знает, кто такой Затоичи?
— Нe совсем.
Последний фильм о Затоичи - там еще играл Синтаро Кацу - был снят 17
лет назад (на самом деле 14 - Прим. ред.). Поэтому сейчас в Японии большинство,
конечно, знает, что вот когда-то была такая серия фильмов, «Затоичи»,
и был такой Кацу, который его все время играл, но вряд ли много людей
смотрели хотя бы один из этих фильмов. И я в том числе, до недавнего
времени.
—
То есть это не ваше детское увлечение?
— Мне вообще было, честно говоря, совершенно наплевать на всю эту историю
до тех пор, пока мне не предложил заняться этим проектом один человек,
который мне вроде учителя. И копродюсер фильма - он работал еще с Синтаро
Кацу - дал мне 25 видеокассет со старыми сериями. Я тогда посмотрел
первую кассету - ну, и там все было довольно стандартно: слепой массажист
приезжает в город и так далее. Я посмотрел вторую кассету и на ней была
практически та жа сама история, и вообще все то же самое. Короче говоря,
я не стал тратить время на просмотр остальных 23 эпизодов.
—
И ваш фильм в итоге здорово отличается от оригинала.
— Да, поскольку раньше у всех серий был практически идентичный сюжет,
главная идея в фильмах с Кацу была - создать фон для демонстрации всех
его выдающихся знаний и умений. Это было что-то вроде витрины. Что касается
моего «Затоичи», я хотел изменить не только внешний вид, но и отчасти
ментальность этого персонажа. Я поменял все, вплоть до цвета его одежды
- герои «Затоичи» всегда ходили в таких мрачных, темных одеяниях, и
я подумал, что для сегодняшнего зрителя это будет неправильно. Еще я
поменял цвет ножен - старый Затоичи носил такие деревянные грязные ножны.
С визуальной точки зрения, в цветном фильме они смотрелись бы не особенно
привлекательно. И тогда я сделал ножны красными. Ну вот, и после того,
как я поменял цвет одежды и ножен, я понял: темные волосы в таком обрамлении
будут смотреться как-то не круто. И я стал блондином.
—
Вам, похоже, понравилось?
— Да нет, это продюсер теперь заставляет меня так ходить и не перекрашиваться,
чтобы пиарить фильм... Но видите, волосы уже потемнее стали - я снимался
сейчас в двух японских телепроектах, и было бы странно, если б я там
выглядел совсем как Затоичи.
—
Трудно было контролировать съемочный процесс вслепую?
— Не особенно. Все, что я делал - закрывал глаза после команды «Мотор!»
и открывал их после команды «Снято!». Не то чтобы я все время так ходил...
Проблема была в другом. Дело в том, что я с большим трудом запоминаю
строчки, которые мне надо произносить перед камерой, и обычно прошу
ассистента режиссера держать во время любых съемок такие огромные плакаты,
на которых большими буквами написаны все мои реплики. В этот раз такой
трюк был проблематичен... Но я подсматривал.
—
Вам не кажется, что вы превратили Затоичи в такого скорее голливудского
персонажа, супергероя?
— Вообще,
если посмотреть на вещи реалистично, побить Затоичи довольно просто.
Можно, например, бросить в него камень. Или взять какую-нибудь длинную
палку, чтобы он не дотянулся мечом... Так что да, вы, наверное, правы
- слепой массажист обладает некоторой сверхъестественной неуязвимостью,
в этом смысле там действительно есть немного голливудский привкус.
—
Вдобавок вы сильно разбавили сюжет совсем нетипичными для подобного
кино гэгами.
— Видите
ли, в случае «Затоичи» у меня было не так уж много с чем поиграться
в смысле истории, поэтому я и добавил туда песен, танцев, шуток, - вообще,
больше работал над второстепенными линиями и боевыми сценами, чем над
основным сюжетом. Люди обычно слегка скучают на фильмах про старину,
и мне все время приходилось держать ритм. В том числе саундтрек, конечно,
был особенно важен.
—
Но Джо Хисаиси, вашего постоянного партнера, вы не позвали.
— Хисаиси с каждым годом становится все популярнее, сейчас он - один
из главных в Японии композиторов. Так что он стал слишком дорог для
меня. Мы решили нанять Киичи Сузуки - он подешевле. А Джо должен пересмотреть
свои расценки... Шучу. Не надо его критиковать.
—
Когда вы снимали «Затоичи», вы как-то держали в голове «Семь самураев»,
«Телохранителя» и прочее?
— Вы знаете, у меня дизайнером по костюмам была дочка Куросавы, Кацуко.
И когда мы снимали поединок под дождем, я хотел отдать дань «Семи самураям»,
очень старался сделать что-то подобное. И вот, сижу я за монитором,
смотрю на то, что получилось, а за спиной у меня стоит Кацуко. И я ей
говорю: «Смотри, Кацуко, это дань уважения твоему отцу. Похоже ведь
получилось?» А она: «Да, правда? Вообще-то, совсем не похоже...»
—
А идиот,
который бегает вокруг дома - это не карикатура на Тосиро Мифуне?
— Нет-нет,
это не Мифуне (смеется).
—
Вы впервые использовали компьютерную графику в таком объеме...
— Да, в самых кровавых эпизодах. Я старался ни возможности обойтись
обычными средствами и физически исполнять все эти штуки в сценах боев,
но некоторые приемы с мечом были для меня трудноваты. Например, разворачиваться
и точно бить мечом с закрытыми глазами как-то не получалось. Но я и
сам старался, и актеров заставлял делать все самим по максимуму. Спецэффекты
в основном применялись, чтобы улучшить в кадре именно вид крови - чтобы
она так преувеличенно эффектно выглядела, била фонтанами. Почти как
в комиксе или видеоигре. Именно в этом фильме мне не хотелось, чтобы
публика переживала из-за насилия - хотелось, чтобы кровопролитие было
с некоторым виртуальным привкусом.
—
Судя по всей вашей фильмографии, вы немало зачарованы смертью. Это такой
самурайский взгляд на вещи?
— Если говорить не только о кино, но и о жизни в целом... Человек не
может выбирать, когда и где ему жить, но в любой момент может выбрать,
когда и где умереть. Жизнь - не результат свободного выбора, смерть
- напротив. Довольно легко не думать об этом, поверить в бессмертие
и жить себе припеваючи. Но смерть - не то, от чего можно просто отмахнуться.
Для меня вообще неестественно говорить о жизни и смерти по отдельности.
Чем больше ты осведомлен о смерти, тем больше понимаешь, как прожить
жизнь. Я лично готов к смерти в любой момент. Не могу, между тем, сказать,
что она меня как-то притягивает, что у меня какой-то пунктик на эту
тему... Наоборот, я нахожу жизнь довольно привлекательной.
—
Вы намерены продолжать с историческим кино?
— Да нет, я сейчас ношусь с идеей фильма «Терминатор против Затоичи:
Последняя битва»... Если серьезно, то у меня есть мечта снять большой
исторический фильм, про японского воина XVI века - но уже такой настоящий,
на полную катушку. Это должен быть очень дорогой проект. Я мечтаю об
этом много лет.
—
Может быть, стоит попробовать копродукцию с Голливудом? Или вы не хотите
становиться еще одним Джоном By?
— Во-первых,
я не говорю по-английски. И во-вторых, большинство режиссеров, которые
работают с большими студиями, не имеют права окончательного монтажа.
Мне такой расклад неинтересен. Конечно, если бы мне разрешили самому
выбирать натуру, работать с моими людьми, самому все контролировать,
самому монтировать и так далее - я был бы не против копродукции. Но
идея делать типичное голливудское студийное кино меня абсолютно не вдохновляет.
—
В России вы звезда. Про Японию и говорить нечего. А в Штатах вас, наверное,
и в лицо не знают?
— Ну, объективно говоря, в Японии я действительно довольно известен,
поскольку уже зо лет веду телешоу. И проблема в том, что там я не могу
жить нормальной жизнью - пройтись по улице, скажем. Но теперь все как-то
глобально усугубляется. В Венеции в этом году, например, я захотел слегка
прогуляться - и как только вышел из отеля, меня тут же окружила огромная
толпа желающих получить автограф. По правде говоря, я просто хотел посмотреть
на постер «Затоичи», который стоял прямо за углом отеля «Эксельсиор»...
Мне понадобилось полчаса, чтобы до него дойти. И я подумал: «Боже мой,
это было в Японии, теперь это происходит в Италии. Теперь и здесь я
не могу просто пройти по улице, чтобы мне не надоедали поклонники...»
То есть я, конечно, им благодарен и все такое... Но если честно, я по
горло сыт всем этим звездным дерьмом, и я вовсе не хочу этого в других
частях света.
Путь
самурая
Появление
Затоичи. Впервые Затоичи появился на экране в 1962 году. Слепой странник
зарабатывал на жизнь массажем (который в Японии XIX века был прерогативой
именно незрячих мужчин), иглоукалыванием и азартными играми. И бесплатно
боролся за справедливость: чаще всего его защиту получали обиженные
чиновниками бедняки, вдовы и сироты. Помимо фехтования Затоичи прекрасно
владел сумо, дзюдо и джиу-джитсу (в «Затоичи-беглеце» (1963) он выиграл
борцовский турнир), хотя рукопашные навыки использовал гораздо реже,
чем меч. Во всех 26 фильмах роль Затоичи исполнил Синтаро Кацу (он умер
в 1997-м от рака горла и стал одним из тех, кому Квентин Тарантино посвятил
«Убить Билла»), для которого Затоичи стал делом всей жизни. С 1967-го
он был одним из продюсеров серии, написал сценарии к «Затоичи на Огненном
Празднике» (1970) и «Затоичи встречает Однорукого Фехтовальщика» (1971),
выступил режиссером «Затоичи в отчаянии» (1972), а в 1989-м спродюсировал,
написал, поставил и сыграл в «Затоичи-26».
Затоичи и его соперники. Встречаются
персонажи весьма примечательные. В «Продолжении истории Затоичи» (1962)
он вступает в схватку с самураем, который оказывается его братом; его
сыграл реальный младший брат Синтаро, знаменитый актер Томисабуро Вакаяма,
известный по роли жестокого убийцы Огами Итто в серии «Одинокий волк»
(1972-1974). В «Затоичи против Йоджимбо» (1970) слепой массажист вступает
в схватку с телохранителем, которого сыграл Тосиро Мифуне, похожий на
самого себя в «Йоджимбо» Акиры Куросавы. В 1971-м Затоичи скрестил оружие
с культовым персонажем Вана Ю из фильмов студии Shaw Brothers про Однорукого
Фехтовальщика.
У Затоичи было несколько возлюбленных,
да и его мастерство массажиста делало его любимцем женщин. Тем не менее,
не гнушался он и продажной любви, и гейши часто входили в круг его интересов.
Затоичи и его меч. На протяжении
сериала меч Затоичи, замаскированный под трость, крадут, ломают, хоронят
и забирают за долги. Но в каждой серии он снова оказывается вооруженным.
Помимо традиционной самурайской техники владения мечом Затоичи великолепно
освоил иайдо - искусство мгновенного извлечения меча из ножен, короткого
удара и водворения меча на место (эту технику можно увидеть также в
«Отважном Сандзюро» и «Йоджимбо» Куросавы).
Затоичи и азартные игры. Руководствуясь
тонким слухом, Затоичи стал непревзойденным игроком в кости. В «Затоичи
отправляется в ад» (1965) он заводит дружбу с одним весьма опасным шахматистом.
Затоичи и музыка. Несмотря
на то, что все фильмы про Затоичи (кроме версии 1989 года) были сняты
в монорежиме, музыка играет здесь большую роль. Автором основной музыкальной
темы Затоичи (и композитором еще 10 серий) стал Акира Ифукубе - постоянный
соратник Куросавы и автор саундтреков к фильмам о Годзилле (именно он
придумал знаменитый рев Годзиллы и его мерную тяжелую поступь).
Затоичи и преемственность
поколений. Считается , что Затоичи был самоучкой. Тем не менее, в «Мести
Затоичи» (1965) он собирается навестить некоего учителя Хиконоичи и
обнаруживает, что тот убит, а его дочь продана в бордель, так что слепцу
есть чем заняться в полном соответствии с названием. Сам же Затоичи
никогда не имел учеников, хотя образ, созданный Синтаро Кацу, вдохновил
многих: американцы сняли по сюжету о Затоичи фильм «Слепая ярость» с
Рутгером Хауэром, а теперь подоспел и сам Такеши Китано.
Афиша