Rambler's Top100


Счетчики

Rambler's Top100

HotLog

САМУРАЙСКОЕ ЧТИВО

 

Японский Бит

       Выходец из рабочих кварталов Токио Такеси Китано до первых своих опытов в шоу-бизнесе хотел стать инженером. Точнее, этого хотела его мама. Но из уни верситета Китано выгнали за хулиганское поведение. Работал лифтером и кассиром в злачных местах Токио, стрип-барах. Учился актерскому мастерству и танцам у известного японского комика Сензабуро Фуками. В 1971-м начал выступать с комическими номерами в паре со своим приятелем Киёши Канеко. Их дуэт назывался The Two Beat (отсюда и актерский псевдоним Beat Takeshi), они покоряли сцену между номерами с раздеванием. Позднее эта парочка стала работать на телевидении. Для японцев
Китано до сих пор в первую очередь легендарная телеперсона, ярмарочный шут. По данным японской государственной телекомпании NHK на протяжении последних пяти лет шоу Такеши занимали первые строчки телерейтингов. Сейчас Китано работает одновременно сразу в нескольких телевизионных проектах: снимается в телесериале, продюсирует и ведет арт-шоу "Такеси но Дарэ-дэмо Пикассо" ("Все мы Пикассо" с Битом Такеси"), участвует в качестве постоянного гостя в развлекательной программе "Сэкай Мару Миэ" ("Мир как на ладони"). Во время работы над "Затоiчи" Китано, перекрашенный для съемок в блондина, почти ежедневно появлялся на телеэкранах в ужасном, то и дело съезжающем набок парике.
       Режиссером Китано стал почти случайно. В 1989 году его, довольно известного комического актера, который к тому же снялся в "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!" Нагисы Осимы, пригласили сниматься в брутальный проект с предварительным названием «Крутой коп», ставить который делжен был Кендзи Фукасаку. Что-то вроде японской вариации "Грязного Гарри". Китано сел в режиссерское кресло, после того как продюсеры отчаились совместить их рабочие графики. В "Жестоком полицейском" (под таким названием фильм вышел в прокат) уже виден характерный почерк Китано. Вечная японская статика, любовь к пейзажам, откровенная жесткость, слезливый саундтрек и молчаливые главные герои.
       Отсчет популярности Китано в России можно вести с 1998 года, когда на местные экраны вышел благостно принятый в Каннах и раскрученный критиками "Фейерверк" (Hana-bi, 1997). В ларьках появляются пиратские копии американского издания "Сонатины" (Sonatine, 1993). В начале записи перед изумленными зрителями предстает Квентин Тарантино. Он ожесточенно жестикулирует, рассказывая, чем ему так нравится актер Бит Такеси и режиссер Такеси Китано. После этого спрос на Китано растет как на дрожжах. В видео прокате можно взять "Точку кипения" (3-4x jugatsu, 1990). А легендарные дистрибьюторы постепенно выпускают на видео все его режиссерские работы (даже не слишком интересные "Снял кого-нибудь?" и "Сцены у моря"). Китано становится самым известным режиссером-японцем после Куросавы.

Великий слепой

       "Затоiчи" ("слепой странник Ичи") - один из самых раскрученых в Японии киногероев. Больше него только Годзилла. Это герой, наделенный всей необходимой фольклорной атрибутикой: безошибочной интуицией, безупречным мастерством, добротой (по отношению к простым людям) и чувством юмора. Он промышляет игрой в кости и массажем. Пока за слепого мастера меча не взялся Китано, он был практически приватизирован студией "Дайэ", на которой было снято 26 фильмов о его приключениях. Режиссеры менялись, а роль Заточи всегда исполнял один актер - Синтаро Катсу. Сериал "Затоiчи" - это типичный образчик японского жанра chambara, народных низкопробных историй о героях-избавителях. Расцвет такого рода псевдоисторического кино пришелся на 60-е - 70-е, когда оди н за другим появлялись фильмы из сериалов "Кровавая летучая мышь", "Одинокий волк", "Злой монах".

Госпожа Саито

       Мысль снять новый фильм о похождениях Затоiчи (последняя лента, называвшаяся "Возвращение "Затоiчи", вышла в 1989 году) пришла к Такеси Китано не без помощи его старой (в прямом смысле - ей 76 лет) знакомой госпожи Тиеко Саито. Госпожа Саито, с которой Китано познакомился на телевидении, - владелица нескольких старейших стриптиз-клубов Токио (когда заведение ХХХ-жанра функционирует с конца сороковых годов, это говарито многом). В одном из таких местечек начинал сначала кассиром, а затем и комиком выгнанный из университета Китано. Дело в том, что госпожа Саито благоволила первому исполнителю роли Затоiчи, с Синтаро Катсу ее связывали дружеские и деловые отношения. Частенько она выступала в роли всепрощающего кредитора "великого слепого", который был не так хорош в кинобизнесе, как в актерской игре. Именно Тиеко Саито уладила проблемы с преобретением прав на "Затоiчи" и уломала Такеси. Таким образом она решила почтить память большого актера и друга, умершего в 1997 году.

Скорость меча Затоiчи

       Из книги "Тайна Ки" Такуана Сохо: "Настоящий мастер никогда не показывает кончика своего меча. Он так быстр, что даже ветер не поспевает за ним. Он так стремителен, что промелькнет, и даже молния не успеет блеснуть. Если человек не владеет этой тактикой, он только собьется и запутается. Он сломает клинок, поранит руку и не проявит ловкости. Подлинное мастерство не измерить ни опытом, ни знаниями. Его невозможно выразить словами. Его невозможно выучить по книге. Таков закон специальной передачи истины за пределами наставлений".
       В новом фильме о старом герое Китано не смещает смысловых акцентов chambara: это фильм о злодеях и народном герое-мстителе. Китано меняет темп ("Затоiчи" несется к развязке, не останавливаясь ни на секунду), перекраивает традиционную для фильмов chambara
хореографию боя, выкладывает "картинку" на совершенно особенный музыкальный ряд - музыка, написанная Кейити Судзуки, словно встраивается в звучание окружающего мира, ложится на шепот дождя и шум ветра. Финальное хип-хоп-действие - степ-танец, когда все герои фильма выстраиваются для последнего представления, - вовсе ни на что не похоже. Схватки нового "Затоiчи" молниеносны и случайны. В них нет ничего отточеного фехтовального танца, в котором рубили друг друга на куски противники 60-х - 70-х. Веселые фонтаны крови хлещут в результате ударов, между которыми, как говорится в одном японском боевом трактате, даже волосок не может войти. В то же время Китано подчеркнуто традиционен. Говорят, он тщательно воспроизвел исторические детали (прежде всего костюмы). Много внимания уделил декорациям. "Картинка" "Затоiчи" - это композиция простых геометрических фигур. Меч слепого массажиста движется, как кисточка каллиграфа. Возможно, "Затоiчи" - самый изощренный фильм Китано: он инкрустирует простую историю ювелирными флэшбэками, перемещает режиссерское внимание с Затоiчи на второстепенного героя, ронина Хаттори (Асано), использует компьютерные эффекты, чтобы наррисовать кровь и раны. Китано играет. Играете жанром, героем, классическим
образом героя и самой японской киноэстетикой, с которой не заигрывал уже только ленивый, но которую он понимает все-таки лучше, чем какой-нибудь Тарантино или даже Цвик.
Василий Степанов, "Петербургский Каледарь"


© 2002-2004 «Моя Япония» by Morrigan
Ваши замечания и пожелания Полезные ссылки Работы Лилит Кино Японии Книги о Японии Аниме Япония Последние новости
Hosted by uCoz