Япония
- островное государство Азиатско-тихоокеанского региона - вплоть до
середины XIX в. представляла собой замкнутое и деспотическое по своей
природе общество, в котором, с одной стороны, существовала диктатура
феодальных правителей - сегунов, по своему усмотрению решавших все вопросы
жизни и деятельности людей, а с другой - имелась императорская власть,
сохраняющаяся и поныне, слабая и практически символичная. Все это породило
у японцев своеобразные особенности национальной психологии - подчинение
слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость
в группах принадлежности, жесткость по отношению к слабому, равнодушие
к чужим страданиям.
Многие годы, царившие
в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство
сословия самураев обрекали простой народ на каторжный труд, бесправие
и страдания, которые к тому же усугублялись регулярно постигавшими Японию
стихийными бедствиями. Недостаток плодородной земли, сложные климатические
условия, рост населения заставляли японцев напряженно трудиться, выискивать
формы и средства деятельности, обеспечивающие хотя бы минимальные возможности
для существования. В результате в национальном характере народа сформировались
такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство, педантизм в достижении
поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям.
"Невозможно понять
поведение народа, не уяснив своеобразия его мышления" - гласит
японская пословица. Многие исследователи отмечают в мышлении японцев
единство, казалось бы, несоединимых сторон: приверженности к абстракциям,
проницательности, изобретательности, рационализма и одновременно медлительности
мыслительных операций, неуверенности в себе, малоинициативности. В различных
видах деятельности эти качества интеллекта проявляются по-разному, что
позволяет подчас достигать значительных результатов. Так, не следует
относить японца-коммерсанта к числу малоинициативных людей. В торговле
он, как известно, во многом преуспевает. Но в общении с другими лицами,
не имеющими отношения к торговле, он может и не проявлять активности.
Долгие годы японцы воспитывались
на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей "божественное"
происхождение японской нации и императорской власти, "превосходство"
японцев над другими народами. Под влиянием господствующих классов религиозные
учения синтоизм и буддизм, а также конфуцианство формировали наиболее
устойчивые стороны национального самосознания населения страны, широко
проявлявшиеся в прошлом и сохранившиеся и сегодня: приверженность культу
предков, чувство этнической исключительности.
Веками в Японии утверждалась
психология подчинения индивида коллективу. Столетия он был полностью
подвластен сначала феодалу, потом императору, сегодня - главе фирмы,
в которой служит. Японец привык надрываться "во имя...". Он
покорен и дисциплинирован. Японец не соотносит себя с такими характеристиками,
как профессия, должность, место жительства и т.п., а связывает свое
существование с той группой, в которую включен. Он не может воспринимать
себя вне последней (при знакомстве обычно указывая организацию, в которой
работает).
Большинство видов деятельности
в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой
путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках и демонстрациях.
Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентировано на то,
чтобы вписаться в действия группы и быть ей наиболее полезным. Самыми
ценными качествами членов группы считаются умение во главу угла ставить
ее интересы, желание и стремление быть ей полезным. Нет для японца более
жестокой кары, чем оказаться выброшенным из группы в чужой мир, простирающийся
за ее пределами. И такое наказание может последовать не за кражу или
хулиганство, а за поступок, который расценивается группой как измена
ее интересам.
В Японии человек, общаясь
с людьми, включенными в ту же группу, обязательно ставит себя на более
низкую ступень. Может создаться впечатление, что у него нет гордости
и чувства собственного достоинства, но это не так. Гордость у японцев
связана с их чувством долга и социальной позицией. Преувеличение позиции
партнера - это принятая форма общения, выражающая вежливость и уважение.
В общении с японцами
надо быть особенно внимательным. Не садитесь, если вас не пригласили.
Не смотрите по сторонам, так как нельзя, по представлениям японцев,
казаться рассеянным. Каждый штрих вашей внешности и поведения повлияет
на отношение к вам. С другой стороны, сами японцы могут общаться без
слов. И в этом нет ничего мистического. Они так обременены правилами
и условностями, что подчас просто не способны сказать что-либо. Гостю
в Японии часто приходится из учтивости догадываться о чем-то по контексту,
по жестам, по своим ощущениям, потому что хозяин не может сам выразить
свои чувства словами. Любая речь в этом случае неприлична.
Японцы считают
красноречие не достоинством, а скорее недостатком и нередко испытывают
недоверие к красноречивым людям. Молчание у них является активным средством
межличностного общения. Оно может иметь разный смысл, в том числе выражать
несогласие, гнев и прочее почти без помощи невербальных средств. С малознакомыми
людьми японцы предпочитают молчать и часто испытывают неловкость при
необходимости вступать в беседу.
А. Хироюки
Японцы вежливы с иностранцами,
понимая, что те не виноваты в том, что не родились их соплеменниками,
но все равно думают о них как о совершенно чужих и неравных им людях.
У большинства живущих в Японии иностранцев возникают смешанные чувства.
Японцы во многом чудесный народ: работящие, умные, с юмором. Но они
буквально напичканы предрассудками и считают, что все такие. Иностранцу,
живущему в Японии, трудно понять, почему женщина вечером переходит на
другую сторону улицы, завидев иностранца; почему стюардесса, не зная,
что вы понимаете язык, спрашивает пассажиров, не возражают ли они, если
их посадят рядом с иностранцем, и т.д.
|