На
острове Миядзима, расположенном в японском Внутреннем море к юго-западу
от Хиросимы, находится одна из самых почитаемых синтоистских святынь
Японии - храм Ицукусима.
Религия синто ("путь
духов") сложилась на базе древних японских верований, в которых
большое место занимало почитание духов предков. Согласно религии синто,
мир полон духов, которые скрыты во всех вещах и явлениях природы. Они
олицетворяют весь окружающий человека мир - землю, горы, лес, скалы,
камни. Связь человека с духами нерасторжима, а самая прочная связь -
это связь с духами предков. Этот культ предков впоследствии стал основой
культа божеств- покровителей семьи, рода, общины и всей страны - предок
царствующего дома был объявлен божеством-покровителем государства. На
основе древних мифов синто, сохранившихся в древнейших японских текстах,
в средние века была создана концепция божественного происхождения императорской
династии и всей Японии. Прародительницей императоров стала богиня солнца
Аматерасу, а сам император был объявлен богом в человеческом образе
- "арахитогами". Японцы же, по представлениям синтоизма -
потомки древнего племени Ямато, сынов Солнца, в незапамятные времена
поселившихся на Земле.
Из религии синто вытекают
многие национальные традиции японцев, в том числе тесная связь японского
искусства с природой, с ландшафтом. Ведь природа - это мир духов. Примечательно,
что в Японии нередко гора или лес называется храмом или святилищем,
хотя там нет никакой храмовой постройки: присутствие самого сооружения
совершенно не обязательно для того, чтобы какую-то часть природы рассматривать
как нечто священное. Поэтому синтоистские храмы всегда воздвигались
не в городах, а "на лоне природы", в слиянии с ней.
Не является исключением
и храм Ицукусима. Он находится на небольшом острове Миядзима, в защищенной
от штормовых ветров бухте, и относится к наиболее почитаемым святыням
Японии. Особенностью Ицукусимы является то, что часть комплекса сооружена
прямо на воде, на сваях.
Одним из самых необычных
и известных сооружений в Японии являются грандиозные деревянные
ворота Ицукусимы - "тории". Подобные сооружения характерны
для синтоистского культа, но в Ицукусиме они достигают гигантских размеров
и стоят прямо в воде маленькой бухты. Ворота были построены в 1875 году,
спустя семь лет после того, как синтоизм стал государственной религией
Японии. Размеры их весьма внушительны - две центральные колонны высотой
в 16,2 метра поддерживают верхнюю поперечную перекладину длиной в 23,5
метра. Ворота расположены параллельно главной оси храмового ансамбля.
Ворота-тории в синтоизме
имеют особую символику. Они стоят на границе мира людей и мира духов,
и через них осуществляется незримая связь обоих миров. Одновременно
ворота символизируют границу между различными аспектами бытия: между
светским и духовным, между социальным миром и миром уединения, между
миром постижимого и непостижимого.
За воротами, на самом
краю бухты, возвышаются белые, с красными шатровыми кровлями здания
святилища. Они стоят прямо над водой на сваях, отражаясь в водной глади,
как в зеркале. Стоящие на сваях кумирни соединяются друг с другом крытыми
галереями, также опирающимися на сваи, а к острову от них ведет красный
деревянный мост, покрытый резными украшениями. Вечером на мосту и галереях
на всем их протяжении зажигаются цепочки фонарей.
Святилище Ицукусима
состоит из множества построек, среди которых - залы для проведения богослужений,
залы для "очищения", залы для жертвоприношений. Многие из
них закрыты для посторонних и доступны только священнослужителям. На
небольшом, покрытом лесом холме, возвышаются пятиярусная пагода и главный
храм с так называемым Залом Тысячи циновок. Древнее предание утверждает,
что этот зал был построен из ствола одного-единственного камфарного
дерева.
Главный храм Ицукусимы
посвящен богиням трех стихий - дочерям могущественного бога бури Сусаноо,
одного из верховных божеств синтоистского пантеона. Кроме того, здесь
существует святилища Окунинуси, сына Сусаноо, и святилище бога Тендзина.
Последний - реальное лицо японской истории. Он был императорским министром,
умер в 903 году, после смерти был обожествлен в соответствии с синтоистскими
традициями и почитается как покровитель учености и письменности.
Святилище Ицукусима
основано в XII веке. За столетия своего существования храм неоднократно
подвергался стихийным бедствиям: "пожар, землетрясение и наводнение
- три беды народа", - говорит японская пословица. Здание храма
несколько раз реставрировалось.
На берегу бухты находится
храмовая сокровищница, в которой хранится множество старинных предметов
и произведений искусства, пожертвованных в разное время храму. Среди
них - древние свитки с текстами, художественно расписные веера, оружие
и фарфор.
Каждый японец, вступая
на священную землю острова, проникается смирением и благоговением, готовясь
к встрече с духами божеств, обитающими в святилище. Здесь издавна существовало
множество запретов-табу, основанных на различных аспектах синтоистского
учения. Так, ни в коем случае не разрешалось, чтобы на острове рождались
или умирали люди. Поэтому беременных женщин или очень старых и больных
людей, готовых вот-вот уйти к предкам, отправляли на материк.
До сегодняшнего дня
запрещается брать с собой на остров собак - они могут распугать диких
птиц, которые здесь не боятся людей и спокойно берут корм из рук паломников.
Некоторые запреты в XIX веке были отменены, но покойников до сих пор
хоронят на материке, а их родственники могут вернуться на остров только
после ритуального очищения.
Одним
из элементов синтоистских богослужебных церемоний являются ритуальные
танцы. Специально для них в святилище Ицукусима устроена специальная
площадка-сцена, которую обрамляют два музыкальных павильона. С ритуальными
празднествами, проводившимися в храме, связано и появление здесь театра,
в котором шли представления в стиле древнейшего японского театрального
искусства - Но. Существующее здание театра было построено в 1568 году.
Позднее оно неоднократно перестраивалось и реставрировалось.