Rambler's Top100


Счетчики

Rambler's Top100

HotLog

НА ЛЮБИТЕЛЯ

 

"Вино какой страны вы предпочитаете в это время суток?"

М. А. Булгаков. "Мастер и Маргарита"

       Вы приходите туда, где знающие люди обмениваются впечатлениями. Вы задаете ясный и очевидный вопрос. И в ответ получаете лишь объяснения, почему вопрос ваш напрочь лишен смысла, да еще советы - переспросить как-нибудь поправильнее. И это в лучшем случае. В случае же нормальном старожилы анимешного форума разводят ностальгический флейм, вспоминая свои "первые разы"; в не самом худшем - устраивают грызню, отстаивая каждый свое мнение; и, наконец, в самом худшем - ответ на вечный вопрос "что посоветуете посмотреть новичку?" будет-таки дан, и будет он простым и однозначным перечислением одного-двух-трех названий, и будет он столь же неверен, как рецепт, выписанный без постановки диагноза.
       Потому что аниме-фильмы и сериалы бывают разными, очень разными. Ибо, во-первых, создаются они для самых разных людей и под чрезвычайно разные настроения, а во-вторых, людьми не менее разнообразными: численность аниме-студий и метраж выдаваемого ими продукта превышают все неяпонские пределы. Конечно, даже американская анимация, - если вспомнить, что, помимо диснееобразных музыкальных сказок, ее гордо представляют и супермногочисленные супергерои, и гуманоиды Бивис с Баттхедом, и запанибратские Симпсоны, и циничные южнопаркичане, - вовсе не монолитна, но по части разнообразия конкурентов у японцев в этом мире нет. Аниме подвластны практически все жанры и, что важнее, темы, доступные игровому кино (комедия, сатира, драма, боевик, ужасы, приключения, фэнтези, психология, эротика, политика, религия... ну и далее до полного исчерпания словаря), плюс еще кое-какие, часть из которых представляет собой сугубо местную специфику-экзотику, часть - привычные, в общем-то, особенности сюжета, удостоенные на Островах собственного жанрового определения.
       Вот, например, аниме в жанре махо-седзе ("девочка-волшебница") повествует о совершенно обычной на вид девчушке, способной в определенных обстоятельствах ненадолго превращаться в могущественную волшебницу (сама себе Золушка и фея-крестная в одном флаконе). Как правило, внешность ее при этом изменяется до неузнаваемости (но никак не в сторону подурнения), а возраст, если изначально был детским, увеличивается до вполне половозрелого. По крайней мере, на вид. Есть мнение, что авторы таким образом метафорически изображают удивительный процесс превращения девочки в девушку. Не знаю, не знаю... В любом случае, не могу не подивиться, как из столь, казалось бы, банальной фабулы родилось великое множество сюжетов, порой весьма оригинальных.
       Спокон (соединение "спорта" и "силы воли") - тост о том, как один маленький, но очень гордый спортсмен упорно тренировался и стал сначала чемпионом, а потом еще упорнее тренировался и стал Самым Большим Чемпионом! То есть, пардон, не тост, а сага.
       Сэнтай (буквально "отряд, команда") - приключения небольшой "группы товарищей" , сплоченной общим делом (якудза и одноклассники не в счет). Как правило, этим делом является спасение мира от Зла, но возможны варианты. Не все члены команды одинаково важны для развития сюжета, кто-то все равно должен быть главным героем (вовсе не обязательно лидер), но и откровенные "кушать подано" среди них почти не встречаются. Создатели сериалов нередко устраивают специальные "эпизоды-бенефисы" для каждого из "неглавных" персонажей.
       Меха - жанр аниме, в котором эти самые мехи играют ключевую роль. Например, главный герой сражается со Злом, сидя в кабине гигантского пилотируемого человекоподобного робота. А если в своей борьбе он будет не одинок, получится меха-сэнтай. Поскольку происхождение мехов может быть разным, то вполне возможен не только НФ-, но и фэнтези-меха-сэнтай.
       Хентай, строго говоря, жанром не является, поскольку обычно, в отличие от привычной (да ладно вам!) порнографии "с живыми актерами" , имеет вполне связный сюжет - детективный, пародийный, героически-фэнтезийный и пр. Все та же, в общем, старая сказка, только пробуждающий спящую красавицу принц поцелуем не ограничивается.
       Некоторые отдельные товарищи склонны говорить о седзе (аниме для девушек) и сенэн (для юношей) как о жанрах, но помилуйте, какой же это жанр, это - половая ориентация! Тем более что и в таком, казалось бы, однобитном вопросе ясность есть не всегда. Например, первые яой-аниме (то есть с мотивами мужской однополой любви) были адресованы девушкам. С возрастом тоже не все просто: скажем, детский (кодо-мо) юмор в представлении японцев - это такой юмор, шутки которого, в силу их структурной сложности, отсутствия моральных ограничений и высокого уровня абстракции, взрослым понять не дано. Да, кстати! Вы, надеюсь, уже поняли, что аниме - это вовсе не "мультики для детей" (хотя и дети не забыты)? И что, говоря об аниме для взрослых, я имею в виду вовсе не детям до...,а тем,кому за...?
       Остальные жанровые определения вам должны быть более или менее знакомы, но не забывайте делать поправку на местную специфику! Во-первых, герои аниме-боевиков очень много говорят и даже размышляют. Летит, скажем, в физиономию главгерою кулак главзлодея, и, пока он летит, главгерой вспоминает беззаботное босоногое детство, и как они с будущим главзло-деем дергали одноклассниц за косички, и как потом случилось Страшное, наложившее толстый-толстый отпечаток на моральный облик главзлодея... и все это занимает примерно полсерии, а потом кулак таки долетает и... попал ли кулак в цель, а если нет, то куда он попал и что из этого вышло, вы узнаете через неделю. Такое вот кабу-ки... поначалу раздражает, потом привыкаешь.
       Во-вторых, мистика в аниме - вовсе не обязательно ужасы с того света (таковые неправильно, но традиционно называются готикой). Мистика - это просто прекрасный способ сэкономить время и силы на объяснении, откуда что взялось. И никто не поймает, как научного фантаста, на неувязочках.
       В-третьих, мелодрама в Японии - вовсе не исключительно женский жанр. Что такое мужская мелодрама, тем более - хорошая мужская мелодрама, в двух словах не объяснить. По японским понятиям, чувствительность - вовсе не признак слабости... в общем, просто не удивляйтесь.
       В-четвертых и главных, вещи, целиком и полностью втискиваемые в рамки одного определенного жанра, встречаются нечасто. Гораздо чаще в онлайновых гидах-энциклопедиях-справочниках попадаются характеристики типа "фантастическая музыкальная мелодрама с элементами меха-сэнтая" , "героическое фэнтези с элементами психологического триллера и бытовой комедии" или даже "фантастическая философская вестерн-клоунада". Юмор, кстати, в аниме вообще входит на экран без стука и прекрасно уживается с трагизмом любой ситуации. Обратное тоже верно. Жизнерадостная комедия о последнем годе жизни смертельно больного, без патетики, но и без пошлости? Да, подобный эпизод был у Данелии в "Не горюй!", помните? Тогда вы понимаете, что я имею в виду.
       Кто вы - подросток или взрослый? Мужчина или женщина? Романтик или циник, консерватор или бунтарь? От этого зависит, что вы хотите увидеть на экране... и что-нибудь подходящее обязательно найдется. Ну, почти обязательно. Знаете, очень хочется воспользоваться положением и привести свой сугубо субъективный список... но я сдержусь. Спрашивайте на форумах Интернета! И отвечено будет вам.
Станислав Гайдзинский, Компьютерра


© 2002-2004 «Моя Япония» by Morrigan
Ваши замечания и пожелания Полезные ссылки Работы Лилит Кино Японии Книги о Японии Аниме Япония Последние новости
Hosted by uCoz