"Вино
какой страны вы предпочитаете в это время суток?"
М.
А. Булгаков. "Мастер и Маргарита"
Вы
приходите туда, где знающие люди обмениваются впечатлениями. Вы задаете
ясный и очевидный вопрос. И в ответ получаете лишь объяснения, почему
вопрос ваш напрочь лишен смысла, да еще советы - переспросить как-нибудь
поправильнее. И это в лучшем случае. В случае же нормальном старожилы
анимешного форума разводят ностальгический флейм, вспоминая свои "первые
разы"; в не самом худшем - устраивают грызню, отстаивая каждый
свое мнение; и, наконец, в самом худшем - ответ на вечный вопрос "что
посоветуете посмотреть новичку?" будет-таки дан, и будет он простым
и однозначным перечислением одного-двух-трех названий, и будет он столь
же неверен, как рецепт, выписанный без постановки диагноза.
Потому что аниме-фильмы и
сериалы бывают разными, очень разными. Ибо, во-первых, создаются они
для самых разных людей и под чрезвычайно разные настроения, а во-вторых,
людьми не менее разнообразными: численность аниме-студий и метраж выдаваемого
ими продукта превышают все неяпонские пределы. Конечно, даже американская
анимация, - если вспомнить, что, помимо диснееобразных музыкальных сказок,
ее гордо представляют и супермногочисленные супергерои, и гуманоиды
Бивис с Баттхедом, и запанибратские Симпсоны, и циничные южнопаркичане,
- вовсе не монолитна, но по части разнообразия конкурентов у японцев
в этом мире нет. Аниме подвластны практически все жанры и, что важнее,
темы, доступные игровому кино (комедия, сатира, драма, боевик, ужасы,
приключения, фэнтези, психология, эротика, политика, религия... ну и
далее до полного исчерпания словаря), плюс еще кое-какие, часть из которых
представляет собой сугубо местную специфику-экзотику, часть - привычные,
в общем-то, особенности сюжета, удостоенные на Островах собственного
жанрового определения.
Вот, например, аниме в жанре
махо-седзе ("девочка-волшебница") повествует о совершенно
обычной на вид девчушке, способной в определенных обстоятельствах ненадолго
превращаться в могущественную волшебницу (сама себе Золушка и фея-крестная
в одном флаконе). Как правило, внешность ее при этом изменяется до неузнаваемости
(но никак не в сторону подурнения), а возраст, если изначально был детским,
увеличивается до вполне половозрелого. По крайней мере, на вид. Есть
мнение, что авторы таким образом метафорически изображают удивительный
процесс превращения девочки в девушку. Не знаю, не знаю... В любом случае,
не могу не подивиться, как из столь, казалось бы, банальной фабулы родилось
великое множество сюжетов, порой весьма оригинальных.
Спокон (соединение "спорта"
и "силы воли") - тост о том, как один маленький, но очень
гордый спортсмен упорно тренировался и стал сначала чемпионом, а потом
еще упорнее тренировался и стал Самым Большим Чемпионом! То есть, пардон,
не тост, а сага.
Сэнтай (буквально "отряд,
команда") - приключения небольшой "группы товарищей"
, сплоченной общим делом (якудза и одноклассники не в счет). Как правило,
этим делом является спасение мира от Зла, но возможны варианты. Не все
члены команды одинаково важны для развития сюжета, кто-то все равно
должен быть главным героем (вовсе не обязательно лидер), но и откровенные
"кушать подано" среди них почти не встречаются. Создатели
сериалов нередко устраивают специальные "эпизоды-бенефисы"
для каждого из "неглавных" персонажей.
Меха - жанр аниме, в котором
эти самые мехи играют ключевую роль. Например, главный герой сражается
со Злом, сидя в кабине гигантского пилотируемого человекоподобного робота.
А если в своей борьбе он будет не одинок, получится меха-сэнтай. Поскольку
происхождение мехов может быть разным, то вполне возможен не только
НФ-, но и фэнтези-меха-сэнтай.
Хентай, строго говоря, жанром
не является, поскольку обычно, в отличие от привычной (да ладно вам!)
порнографии "с живыми актерами" , имеет вполне связный сюжет
- детективный, пародийный, героически-фэнтезийный и пр. Все та же, в
общем, старая сказка, только пробуждающий спящую красавицу принц поцелуем
не ограничивается.
Некоторые отдельные товарищи
склонны говорить о седзе (аниме для девушек) и сенэн (для юношей) как
о жанрах, но помилуйте, какой же это жанр, это - половая ориентация!
Тем более что и в таком, казалось бы, однобитном вопросе ясность есть
не всегда. Например, первые яой-аниме (то есть с мотивами мужской однополой
любви) были адресованы девушкам. С возрастом тоже не все просто: скажем,
детский (кодо-мо) юмор в представлении японцев - это такой юмор, шутки
которого, в силу их структурной сложности, отсутствия моральных ограничений
и высокого уровня абстракции, взрослым понять не дано. Да, кстати! Вы,
надеюсь, уже поняли, что аниме - это вовсе не "мультики для детей"
(хотя и дети не забыты)? И что, говоря об аниме для взрослых, я имею
в виду вовсе не детям до...,а тем,кому за...?
Остальные жанровые определения
вам должны быть более или менее знакомы, но не забывайте делать поправку
на местную специфику! Во-первых, герои аниме-боевиков очень много говорят
и даже размышляют. Летит, скажем, в физиономию главгерою кулак главзлодея,
и, пока он летит, главгерой вспоминает беззаботное босоногое детство,
и как они с будущим главзло-деем дергали одноклассниц за косички, и
как потом случилось Страшное, наложившее толстый-толстый отпечаток на
моральный облик главзлодея... и все это занимает примерно полсерии,
а потом кулак таки долетает и... попал ли кулак в цель, а если нет,
то куда он попал и что из этого вышло, вы узнаете через неделю. Такое
вот кабу-ки... поначалу раздражает, потом привыкаешь.
Во-вторых, мистика в аниме
- вовсе не обязательно ужасы с того света (таковые неправильно, но традиционно
называются готикой). Мистика - это просто прекрасный способ сэкономить
время и силы на объяснении, откуда что взялось. И никто не поймает,
как научного фантаста, на неувязочках.
В-третьих, мелодрама в Японии
- вовсе не исключительно женский жанр. Что такое мужская мелодрама,
тем более - хорошая мужская мелодрама, в двух словах не объяснить. По
японским понятиям, чувствительность - вовсе не признак слабости... в
общем, просто не удивляйтесь.
В-четвертых и главных, вещи,
целиком и полностью втискиваемые в рамки одного определенного жанра,
встречаются нечасто. Гораздо чаще в онлайновых гидах-энциклопедиях-справочниках
попадаются характеристики типа "фантастическая музыкальная мелодрама
с элементами меха-сэнтая" , "героическое фэнтези с элементами
психологического триллера и бытовой комедии" или даже "фантастическая
философская вестерн-клоунада". Юмор, кстати, в аниме вообще входит
на экран без стука и прекрасно уживается с трагизмом любой ситуации.
Обратное тоже верно. Жизнерадостная комедия о последнем годе жизни смертельно
больного, без патетики, но и без пошлости? Да, подобный эпизод был у
Данелии в "Не горюй!", помните? Тогда вы понимаете, что я
имею в виду.
Кто вы - подросток или взрослый?
Мужчина или женщина? Романтик или циник, консерватор или бунтарь? От
этого зависит, что вы хотите увидеть на экране... и что-нибудь подходящее
обязательно найдется. Ну, почти обязательно. Знаете, очень хочется воспользоваться
положением и привести свой сугубо субъективный список... но я сдержусь.
Спрашивайте на форумах Интернета! И отвечено будет вам.
Станислав Гайдзинский, Компьютерра