Rambler's Top100


Счетчики

Rambler's Top100

HotLog

БОНСАЙ

 

       Традиционно японский гений ярче всего проявляет себя во всем миниатюрном. Любимые герои народных сказок - не богатыри-великаны, а крошечные мальчики. А придворная дама XI века и автор замечательной книги «Записки у изголовья» Сэй-сёнагон восклицает: «Сорвешь в пруду маленький листок лотоса и залюбуешься им! А мелкие листики мальвы! Вообще все маленькое трогает своей прелестью».
       Это ведь японцы некогда придумали жанр хайку - стихотворений, в которых всего 3 строки и 17 слогов, они же подарили миру складные веера и зонтики, а теперь производят компактные автомобили и лучшие в мире микросхемы.
       К этому «микроряду» можно отнести и бонсай - традиционное искусство выращивания карликовых деревьев. Хотя «карликовые» - это сказано слишком общо. Рост деревьев сильно различается. Высота самых маленьких бонсай составляет всего-то около 5 сантиметров, хотя наиболее распространенный размер - 40-60 сантиметров. Экземпляры высотой в метр считаются уже «огромными», и растут они не в доме, а под открытым небом в саду.
       На самом деле, бонсай (буквально «выращивание на подносе») придумали в Китае. Первые упоминания о нем относятся к VIII веку. В Японию эти удивительные деревца завезли буддистские монахи. Изысканный, требующий особого ухода, а значит - и немалых расходов бонсай стал привилегией богатых. Мода быстро распространялась среди знати, достигнув своего пика в XVII веке. Самые старые образцы бонсай, дожившие до наших дней, относятся именно к этому времени. Этим деревцам больше 300 лет!
       Увлечение «китайскими деревцами» органично вписалось в традиции островной страны, где жизненное пространство всегда было ограничено, где до сих пор экономят на каждом сантиметре. К тому же японцам понравилась идея, что совсем не обязательно ехать куда-то, чтобы полюбоваться природой. Можно воссоздать ее миниатюрную модель в своем садике или в доме.
       Местные художники даже не выезжали «на этюды», предпочитая вспоминать виденные когда-то пейзажи или рисовать «идеальный ландшафт». Бонсай, с его стремлением «одомашнить» дикую природу, как нельзя лучше вписался в эту эстетику. Так появились миниатюрные японские сады, ставшие одной из «визитных карточек» Страны восходящего солнца. В XIX веке выращивание «карликов» перестает быть увлечением знати и становится популярным среди художественной богемы. Первая всеяпонская выставка бонсай прошла в Токио в 1914 году.
       Что касается европейцев, то они познакомились с искусством «выращивания на подносе» на первых всемирных выставках. Настоящий фурор произвел японский павильон Всемирной выставки 1900 года в Париже, украшенный образцами бонсай. С 1937 года в Европе ежегодно устраиваются общенациональные и периодически - международные выставки. Они неизменно собирают огромное число ценителей и просто любопытных.
       Бонсай - не просто «микрочастичка» природы. Это целая вселенная, «небо и земля на одном подносе». Речь идет о строительстве модели мироздания. Японцы убеждены: человек, который занимается бонсай, должен отличаться чистотой помыслов и деяний. В противном случае его труд обречен на неудачу.
       Этот труд просто не может не быть кропотливым. Часто считают, что в бонсай используются какие-то особые, специально выведенные селекционерами растения. На самом деле это деревья самых обычных пород: сосна, кедр, можжевельник, клен, бук, слива, сакура, японская яблоня. (Правда, есть и своя иерархия. Хвойные деревья в бонсай традиционно ценятся выше лиственных. А плодовые - выше тех, которые только цветут, но не плодоносят.)
       Итак, дерево для культивирования выбрано. Теперь нужно приучить» его не расти. Первоочередная задача мастера - создать условия, которые ограничат природный рост в домашних условиях. А это непросто. Деревья, выросшие на высокогорье, также намного меньше своих равнинных собратьев. Но в горах причина замедленного роста кроется в бедности почвы, отсутствии воды и постоянно дующих холодных ветрах. В арсенале мастера бонсай другие приемы, приводящие к тому же результату. Чтобы придать стволу и кроне заранее продуманную форму, используют набор специальных инструментов и приспособлений: гири, веревки, мягкую проволоку, клинья, стяжные муфты и распорки, кусачки, стамеску, пилу, щипцы, секатор, ножницы... В первую очередь мастер обрезает корни, ветви и нарождающиеся почки - растение не должно тянуться ввысь. Главный принцип мастера бонсай тот же, что и у скульптора: отсекать все лишнее.
       Стилей бонсай множество, и создавались они на протяжении веков. Первостепенное значение при определении стиля придается расположению ствола и ветвей, хотя в некоторых стилях имеет значение и форма корней.
       Помимо «нормального» деревца с прямым стволом и обычной кроной, это может быть растение, как бы «пораженное молнией» (деформированный голый ствол с несколькими живыми веточками на верхушке). Или же «изогнутое ветром», когда ветви на наклоненном стволе растут только с одной стороны. А деревца в стиле «каскад» свисают с контейнера, словно с утеса.
       Особо ценятся растения с обнаженными корнями, «обнимающими» камень. Они должны напоминать дерево в горах, из последних сил цепляющееся за скалы. И всегда соблюдается одно важное правило: растение не должно находиться в центре керамического контейнера. Ведь в живой природе никогда не бывает строгой симметрии.
       Самые популярные бонсай - одиночные растения. Однако можно из одной корневой системы вырастить и несколько стволов. Особого труда требуют «рощи», состоящие из нескольких деревьев (обычно одного вида). При этом число деревьев должно быть нечетным. Принцип ассиметрии «работает» и здесь.
       Для японца бонсай символизирует вечность. Чем старше дерево, тем оно больше ценится. Мастер стремится к тому, чтобы его произведение, даже если оно еще совсем молодое, выглядело старше, чем есть на самом деле. Искривленные формы деревьев должны напоминать согорбленные спины и ассоциироваться со старостью и мудростью. Мхи и лишайники, покрывающие землю, призваны еще более усиливать это впечатление.
       Деревца почтенного возраста бережно передаются из поколения в поколение. Нередко такую семейную реликвию можно увидеть в традиционном японском доме во время празднования Нового года. Обычно это цветущие персик или слива, выставленные в специальной нише как символы окончания зимы и наступления весны.
       Бонсай - искусство, требующее не только специальных знаний, но и большого терпения. Вырастить деревце в домашних условиях совсем не просто. Даже в Японии с ее многовековыми традициями бонсай этим занимаются в основном профессионалы. Известные на всю страну мастера живут в квартале, который так и называется - Бонсай. Это в городе Омия, неподалеку от Токио. Бонсай здесь выращивают чуть ли ни в каждом дворе. Есть и большие питомники, открытые для посещения. Особо ценные экземпляры стоят в специально отведенном для них почетном месте. Купить здесь можно любое деревце, которое вам понравится. Однако цены высокие. Произведения искусства не могут стоить дешево!
       
Для нас, обитателей каменно-асфальтовых мегаполисов, зеленый цвет ассоциируется прежде всего со светофором, и только потом уже с листвой. Бонсай - одна из тоненьких ниточек, которая все еще соединяет человека с природой. Наверное, именно поэтому трудоемкое, но прекрасное искусство бонсай сохраняет свою популярность и в Японии, и в России, привлекая все новых и новых почитателей.

Стиль Классический прямостоячий

Основной стиль. Подходит для деревьев почти всех пород.

Стиль Наклонное дерево

Ствол слегка наклонен. Символ сопротивления ветру.

Стиль Каскад, или Согнутый ветром

Ствол круто склонен и зависает ниже основания контейнера.

Стиль Обнаженные корни

Корни дерева не пересыхают, так как покрыты корой.

Стиль Ломкое дерево

Ствол разделен на две части, и разрыв не покрыт корой.

Стиль Полукаскад

Ствол растет вверх и наклоняется, но не ниже основы контейнера.

Стиль Корни на скале

Корни деревца углубляются в трещены камня.

Стиль Пораженный молнией

Живыми и растущими остаются лишь ветки на верхушке.

Стиль Два ствола

Стволы непременно должны быть разной высоты и толщины.

Россия на волне новой моды на японское бонсай становится все более популярным

       Россию также не обошло увлечение бонсай. К нам эти экзотические растения попадали разными путями. Несколько экземпляров были когда-то привезены из Японии в батумский и ленинградский ботанические сады. Но не прижились: тогда просто не было специалистов, которые могли за ними ухаживать. Поэтому мода на бонсай, захлестнувшая послевоенную Европу и Америку, по большому счету прошла мимо нас. Начало истории российского бонсай смело можно датировать 1976 годом. Тогда японское посольство в Москве подарило Ботаническому саду Российской Академии наук 44 миниатюрных деревца. Необычными растениями-карликами практически никто не занимался, пока в Ботанический сад не пришла работать биолог Тамара Петровна Белоусова. Ей принадлежала идея организации клуба «Бонсай». Учредителями клуба стали Главный ботанический сад РАН и Государственный музей Востока.
       Созданный в 1989 году клуб «Бонсай» пока остается единственной официально зарегистрированной организацией такого рода в нашей стране. Хотя неформальные объединения любителей бонсай существуют и в других российских городах: Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Мурманске, Ялте. Обычно это несколько человек, которые собираются вокруг одного энтузиаста. Московский клуб «Бонсай» куда более многочисленный, и количество его членов постоянно растет. В начале своего существования в нем было 40 человек, сегодня - уже около ста. Встречаются члены клуба в последнее воскресенье месяца в три часа дня, как правило, в фондовой оранжерее Ботанического сада. Все здесь поставлено на серьезную основу. «Мы проводим мастер-классы, обмениваемся информацией, устраиваем выставки, участвуем в международных симпозиумах», - рассказывает президент клуба Тамара Белоусова. - «В нашем распоряжении не только уникальная коллекция бонсай, но и прекрасная библиотека. Раньше мы часто ездили в экспедиции - на Алтай, где огромный выбор природного материала, в Ялту - за роскошными камнями».
       На волне популярности японской культуры, у бонсай в России появляется все больше почитателей. В отличие от Европы, где увлечение этим требующим большого терпения искусством последнее время пошло немного на спад. Образцы бонсай можно все чаще встретить на ежегодном фестивале цветов, а подмосковный совхоз «Красная Нива» занят разведением и продажей бонсай едва ли не в промышленных масштабах. Однако, по словам Тамары Белоусовой, понятия «бонсай» и «коммерция» несовместимы. «Нужно минимум четыре-пять лет, чтобы вырастить одно растение. И это будет даже не бонсай, а скорее, «болванка». Понятно, что поставить подобную деятельность на поток невозможно. Купить в России настоящий бонсай тоже практически невозможно-только заготовку. Стоить она может от 300 рублей до нескольких сот и дже тысяч долларов. Поэтому каждый, кто собирается завести подобное растение, должен быть готов к годам труда». Но, собственно, именно ради этого люди и занимаются искусством бонсай.
Александр Мещеряков, Geo


© 2002-2004 «Моя Япония» by Morrigan
Ваши замечания и пожелания Полезные ссылки Работы Лилит Кино Японии Книги о Японии Аниме Япония Последние новости
Hosted by uCoz