Rambler's Top100


Счетчики

Rambler's Top100

HotLog

ВОСТОЧНЫЙ УДАР

 

       Такеши Китано впервые снял историческую стилизацию: «затоичи» - одиссея слепого массажиста, мастера боя на мечах, классического японского киногероя, на традиционное самурайское кино, впрочем, фильм китано походит мало: в нем танцуют степ, кровь хлещет как в «убить билла», а сам затоичи стал блондином - и, возможно, не таким слепым, какажется. Станислав Ростоцкий пересмотрев старые фильмы о затоичи, а Станислав Зельвенский встретился с такеши китано.

— Любой японец, наверное, знает, кто такой Затоичи?
— Н
e совсем. Последний фильм о Затоичи - там еще играл Синтаро Кацу - был снят 17 лет назад (на самом деле 14 - Прим. ред.). Поэтому сейчас в Японии большинство, конечно, знает, что вот когда-то была такая серия фильмов, «Затоичи», и был такой Кацу, который его все время играл, но вряд ли много людей смотрели хотя бы один из этих фильмов. И я в том числе, до недавнего времени.

— То есть это не ваше детское увлечение?
— Мне вообще было, честно говоря, совершенно наплевать на всю эту историю до тех пор, пока мне не предложил заняться этим проектом один человек, который мне вроде учителя. И копродюсер фильма - он работал еще с Синтаро Кацу - дал мне 25 видеокассет со старыми сериями. Я тогда посмотрел первую кассету - ну, и там все было довольно стандартно: слепой массажист приезжает в город и так далее. Я посмотрел вторую кассету и на ней была практически та жа сама история, и вообще все то же самое. Короче говоря, я не стал тратить время на просмотр остальных 23 эпизодов.

— И ваш фильм в итоге здорово отличается от оригинала.
— Да, поскольку раньше у всех серий был практически идентичный сюжет, главная идея в фильмах с Кацу была - создать фон для демонстрации всех его выдающихся знаний и умений. Это было что-то вроде витрины. Что касается моего «Затоичи», я хотел изменить не только внешний вид, но и отчасти ментальность этого персонажа. Я поменял все, вплоть до цвета его одежды - герои «Затоичи» всегда ходили в таких мрачных, темных одеяниях, и я подумал, что для сегодняшнего зрителя это будет неправильно. Еще я поменял цвет ножен - старый Затоичи носил такие деревянные грязные ножны. С визуальной точки зрения, в цветном фильме они смотрелись бы не особенно привлекательно. И тогда я сделал ножны красными. Ну вот, и после того, как я поменял цвет одежды и ножен, я понял: темные волосы в таком обрамлении будут смотреться как-то не круто. И я стал блондином.

— Вам, похоже, понравилось?
— Да нет, это продюсер теперь заставляет меня так ходить и не перекрашиваться, чтобы пиарить фильм... Но видите, волосы уже потемнее стали - я снимался сейчас в двух японских телепроектах, и было бы странно, если б я там выглядел совсем как Затоичи.

— Трудно было контролировать съемочный процесс вслепую?
— Не особенно. Все, что я делал - закрывал глаза после команды «Мотор!» и открывал их после команды «Снято!». Не то чтобы я все время так ходил... Проблема была в другом. Дело в том, что я с большим трудом запоминаю строчки, которые мне надо произносить перед камерой, и обычно прошу ассистента режиссера держать во время любых съемок такие огромные плакаты, на которых большими буквами написаны все мои реплики. В этот раз такой трюк был проблематичен... Но я подсматривал.

— Вам не кажется, что вы превратили Затоичи в такого скорее голливудского персонажа, супергероя?
Вообще, если посмотреть на вещи реалистично, побить Затоичи довольно просто. Можно, например, бросить в него камень. Или взять какую-нибудь длинную палку, чтобы он не дотянулся мечом... Так что да, вы, наверное, правы - слепой массажист обладает некоторой сверхъестественной неуязвимостью, в этом смысле там действительно есть немного голливудский привкус.

— Вдобавок вы сильно разбавили сюжет совсем нетипичными для подобного кино гэгами.
Видите ли, в случае «Затоичи» у меня было не так уж много с чем поиграться в смысле истории, поэтому я и добавил туда песен, танцев, шуток, - вообще, больше работал над второстепенными линиями и боевыми сценами, чем над основным сюжетом. Люди обычно слегка скучают на фильмах про старину, и мне все время приходилось держать ритм. В том числе саундтрек, конечно, был особенно важен.

— Но Джо Хисаиси, вашего постоянного партнера, вы не позвали.
— Хисаиси с каждым годом становится все популярнее, сейчас он - один из главных в Японии композиторов. Так что он стал слишком дорог для меня. Мы решили нанять Киичи Сузуки - он подешевле. А Джо должен пересмотреть свои расценки... Шучу. Не надо его критиковать.

— Когда вы снимали «Затоичи», вы как-то держали в голове «Семь самураев», «Телохранителя» и прочее?
— Вы знаете, у меня дизайнером по костюмам была дочка Куросавы, Кацуко. И когда мы снимали поединок под дождем, я хотел отдать дань «Семи самураям», очень старался сделать что-то подобное. И вот, сижу я за монитором, смотрю на то, что получилось, а за спиной у меня стоит Кацуко. И я ей говорю: «Смотри, Кацуко, это дань уважения твоему отцу. Похоже ведь получилось?» А она: «Да, правда? Вообще-то, совсем не похоже...»

А идиот, который бегает вокруг дома - это не карикатура на Тосиро Мифуне?
Нет-нет, это не Мифуне (смеется).

— Вы впервые использовали компьютерную графику в таком объеме...
— Да, в самых кровавых эпизодах. Я старался ни возможности обойтись обычными средствами и физически исполнять все эти штуки в сценах боев, но некоторые приемы с мечом были для меня трудноваты. Например, разворачиваться и точно бить мечом с закрытыми глазами как-то не получалось. Но я и сам старался, и актеров заставлял делать все самим по максимуму. Спецэффекты в основном применялись, чтобы улучшить в кадре именно вид крови - чтобы она так преувеличенно эффектно выглядела, била фонтанами. Почти как в комиксе или видеоигре. Именно в этом фильме мне не хотелось, чтобы публика переживала из-за насилия - хотелось, чтобы кровопролитие было с некоторым виртуальным привкусом.

— Судя по всей вашей фильмографии, вы немало зачарованы смертью. Это такой самурайский взгляд на вещи?
— Если говорить не только о кино, но и о жизни в целом... Человек не может выбирать, когда и где ему жить, но в любой момент может выбрать, когда и где умереть. Жизнь - не результат свободного выбора, смерть - напротив. Довольно легко не думать об этом, поверить в бессмертие и жить себе припеваючи. Но смерть - не то, от чего можно просто отмахнуться. Для меня вообще неестественно говорить о жизни и смерти по отдельности. Чем больше ты осведомлен о смерти, тем больше понимаешь, как прожить жизнь. Я лично готов к смерти в любой момент. Не могу, между тем, сказать, что она меня как-то притягивает, что у меня какой-то пунктик на эту тему... Наоборот, я нахожу жизнь довольно привлекательной.

— Вы намерены продолжать с историческим кино?
— Да нет, я сейчас ношусь с идеей фильма «Терминатор против Затоичи: Последняя битва»... Если серьезно, то у меня есть мечта снять большой исторический фильм, про японского воина XVI века - но уже такой настоящий, на полную катушку. Это должен быть очень дорогой проект. Я мечтаю об этом много лет.

— Может быть, стоит попробовать копродукцию с Голливудом? Или вы не хотите становиться еще одним Джоном By?
Во-первых, я не говорю по-английски. И во-вторых, большинство режиссеров, которые работают с большими студиями, не имеют права окончательного монтажа. Мне такой расклад неинтересен. Конечно, если бы мне разрешили самому выбирать натуру, работать с моими людьми, самому все контролировать, самому монтировать и так далее - я был бы не против копродукции. Но идея делать типичное голливудское студийное кино меня абсолютно не вдохновляет.

— В России вы звезда. Про Японию и говорить нечего. А в Штатах вас, наверное, и в лицо не знают?
— Ну, объективно говоря, в Японии я действительно довольно известен, поскольку уже зо лет веду телешоу. И проблема в том, что там я не могу жить нормальной жизнью - пройтись по улице, скажем. Но теперь все как-то глобально усугубляется. В Венеции в этом году, например, я захотел слегка прогуляться - и как только вышел из отеля, меня тут же окружила огромная толпа желающих получить автограф. По правде говоря, я просто хотел посмотреть на постер «Затоичи», который стоял прямо за углом отеля «Эксельсиор»... Мне понадобилось полчаса, чтобы до него дойти. И я подумал: «Боже мой, это было в Японии, теперь это происходит в Италии. Теперь и здесь я не могу просто пройти по улице, чтобы мне не надоедали поклонники...» То есть я, конечно, им благодарен и все такое... Но если честно, я по горло сыт всем этим звездным дерьмом, и я вовсе не хочу этого в других частях света.

Путь самурая

       Появление Затоичи. Впервые Затоичи появился на экране в 1962 году. Слепой странник зарабатывал на жизнь массажем (который в Японии XIX века был прерогативой именно незрячих мужчин), иглоукалыванием и азартными играми. И бесплатно боролся за справедливость: чаще всего его защиту получали обиженные чиновниками бедняки, вдовы и сироты. Помимо фехтования Затоичи прекрасно владел сумо, дзюдо и джиу-джитсу (в «Затоичи-беглеце» (1963) он выиграл борцовский турнир), хотя рукопашные навыки использовал гораздо реже, чем меч. Во всех 26 фильмах роль Затоичи исполнил Синтаро Кацу (он умер в 1997-м от рака горла и стал одним из тех, кому Квентин Тарантино посвятил «Убить Билла»), для которого Затоичи стал делом всей жизни. С 1967-го он был одним из продюсеров серии, написал сценарии к «Затоичи на Огненном Празднике» (1970) и «Затоичи встречает Однорукого Фехтовальщика» (1971), выступил режиссером «Затоичи в отчаянии» (1972), а в 1989-м спродюсировал, написал, поставил и сыграл в «Затоичи-26».
       Затоичи и его соперники. Встречаются персонажи весьма примечательные. В «Продолжении истории Затоичи» (1962) он вступает в схватку с самураем, который оказывается его братом; его сыграл реальный младший брат Синтаро, знаменитый актер Томисабуро Вакаяма, известный по роли жестокого убийцы Огами Итто в серии «Одинокий волк» (1972-1974). В «Затоичи против Йоджимбо» (1970) слепой массажист вступает в схватку с телохранителем, которого сыграл Тосиро Мифуне, похожий на самого себя в «Йоджимбо» Акиры Куросавы. В 1971-м Затоичи скрестил оружие с культовым персонажем Вана Ю из фильмов студии Shaw Brothers про Однорукого Фехтовальщика.
       У Затоичи было несколько возлюбленных, да и его мастерство массажиста делало его любимцем женщин. Тем не менее, не гнушался он и продажной любви, и гейши часто входили в круг его интересов.
       Затоичи и его меч. На протяжении сериала меч Затоичи, замаскированный под трость, крадут, ломают, хоронят и забирают за долги. Но в каждой серии он снова оказывается вооруженным. Помимо традиционной самурайской техники владения мечом Затоичи великолепно освоил иайдо - искусство мгновенного извлечения меча из ножен, короткого удара и водворения меча на место (эту технику можно увидеть также в «Отважном Сандзюро» и «Йоджимбо» Куросавы).
       Затоичи и азартные игры. Руководствуясь тонким слухом, Затоичи стал непревзойденным игроком в кости. В «Затоичи отправляется в ад» (1965) он заводит дружбу с одним весьма опасным шахматистом.
       Затоичи и музыка. Несмотря на то, что все фильмы про Затоичи (кроме версии 1989 года) были сняты в монорежиме, музыка играет здесь большую роль. Автором основной музыкальной темы Затоичи (и композитором еще 10 серий) стал Акира Ифукубе - постоянный соратник Куросавы и автор саундтреков к фильмам о Годзилле (именно он придумал знаменитый рев Годзиллы и его мерную тяжелую поступь).
       Затоичи и преемственность поколений. Считается , что Затоичи был самоучкой. Тем не менее, в «Мести Затоичи» (1965) он собирается навестить некоего учителя Хиконоичи и обнаруживает, что тот убит, а его дочь продана в бордель, так что слепцу есть чем заняться в полном соответствии с названием. Сам же Затоичи никогда не имел учеников, хотя образ, созданный Синтаро Кацу, вдохновил многих: американцы сняли по сюжету о Затоичи фильм «Слепая ярость» с Рутгером Хауэром, а теперь подоспел и сам Такеши Китано.
Афиша


© 2002-2004 «Моя Япония» by Morrigan
Ваши замечания и пожелания Полезные ссылки Работы Лилит Кино Японии Книги о Японии Аниме Япония Последние новости
Hosted by uCoz