Rambler's Top100


Счетчики

Rambler's Top100

HotLog

ТАКЕШИ КИТАНО: ЯПОНСКИЙ БОГ

       Кто сказал, что битвы титанов в наши дни можно наблюдать только в фильмах про Годэиллу? Действительно, что еще может прийти на ум, когда наблюдаешь за тем, как двухметровый верзила Корбайн, сгорбившись до невообразимой смеси Квазимодо и Сабониса, выстреливает в Китано вспышками своей камеры? И как в ответ, позируя, японец защищается приемами одному ему известного стиля карате-бокс для аутистов? Китано и Корбаин стоят друг друга: за четверть века карьеры каждый из них стал ярчайшей звездой в своем жанре.

Китано

       Китано впервые прославился как эстрадный комик-половинка юмористического дуэта Two Beats. Опираясь на стиль народного японского юмора манзай и американских комиков-беспредельщиков типа Ленни Брюса, Китано и его партнер Киёши Канеко стебали все подряд - от самурайских сериалов до самой структуры кастового японского общества. Из прокуренных клубных залов Китано вскоре попал на телевидение, где мгновенно стал звездой. На родине он до сих пор в первую очередь - лицо из телевизора; еженедельно он ведет до пяти телешоу в духе «Делай с нами, делай как мы...» - одно тупее другого (шоу «Замок Китано» показывали и у нас). Не самое характерное времяпрепровождение для выдающегося мастера мирового кино, не правда ли? В этом контрасте Китано-телезвезды и Китано-кинорежиссера и заключена его уникальность. Представь какого-нибудь Валдиса Польша, вдруг начинающего снимать фильмы в стиле Тарковского.
       Забавно, что в кино он попал случайно: старый друг, создатель легендарной «Империи чувств», Нагиса Осима позвал Китано сняться в своем фильме «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!». Отказаться поработать в актерском ансамбле с двумя гениальными музыкантами - Дэвидом Боуи и Рюичи Сакамото - Китано не смог, и так началась его третья карьера, киноактера. Карьера № 4 - режиссерская - началась еще более случайно. С фильма «Жестокий полицейский», где Китано играл заглавную роль, уволили режиссера, и за штурвал встал сам актер. Итог: «Жестокого полицейского» тут же сравнили с мрачными криминальными драмами Скорсезе и назвали шедевром. Было это в 89-м году, и с тех пор «певец якудзы» снял еще 10 фильмов, практически каждый из которых стал вехой японского и мирового кино. Ну, например. Фильм № 2 «Точка кипения» сделал фанатом Китано юного киномана Квентина Тарантино. Фильм № 4 «Сонатина» - один из самых пронзительных шедевров, когда-либо снятых на тему скорбного бытия мафиози-убийц. После съемок фильма № 5 - комической фантасмагории «Снял кого-нибудь?» - Китано разбился на мотоцикле, и с тех пор половина его лица застыла в параличе, превратив его в кабуки-версию другого «лицевого» паралитика, Сталлоне.
       Валяясь в постели после аварии, Китано открыл в себе еще один талант - художника, с блеском продемонстрированный в фильме № 7 «Фейерверк» (он-то и сделал Китано звездой мирового кино, принеся своему создателю главный приз Венецианского фестиваля).
       Фильм № 10 «Куклы» стал не только кино-, но и фэшн-триумфом:
костюмы Йоджи Ямамото сыграли в фильме не менее важную роль, чем сюжет или актеры. И, наконец, скоро выходящий на экраны фильм № 11 «Затоичи» стал, может быть, главным шедевром Китано. В этой утопающей в компьютерной крови трагикомедии ему удалось смешать пародию на самурайское кино, стебный мюзикл и драму реальных характеров в энергетический коктейль, на котором японское кино будет сидеть еще долгие годы.
       Став мэтром, Китано, кстати, не растерял вкус к провокации, которая кормила его в эстрадные годы. Чего стоит, например, участие в самом скандальном японском фильме последних лет «Королевская битва», где он сыграл школьного учителя, надзирающего за тем, как его ученики уничтожают друг друга всеми возможными способами в прямом эфире риэлити-шоу.

Корбайн

       Уроженец Роттердама Антон Корбайн 25 лет назад уехал в Лондон, чтобы быть ближе к своим музыкальным идолам - героям только-только народившейся волны пост-панка. Это ему удалось - да так, что ближе некуда. Кто-то сказал про него: «Корбайн снимает рок-звезд не такими, какие они есть, а такими, какими они должны быть». Чтобы понять, что имел в виду автор цитаты, достаточно вспомнить самую известную обложку Корбайна - «Joshua Tree» U2. Его стиль мгновенно узнаваем: крупнозернистая, погруженная в туманное марево картинка; фигура на переднем плане в полном расфокусе; четкие силуэты на заднем плане; романтика экзотических городов, бескрайних прерий и больших аэропортов. Окунувшись в магический проявитель Корбайна, U2, R.E.M., The Rolling Stones, Metallica, НикКейв, Гэвинфрайдэй и десятки других всплывали на поверхность кадра «такими, какими должны быть» - камера Антона умеет превращать видимость в сущность. Именно поэтому Depeche Mode когда-то провозгласили Корбайна пятым участником группы: без покрова его чернобелого волшебства Гэхен и Гор чувствуют себя бедными сиротами во враждебной реальности. Действительно, кому, кроме Корбайна, могло прийти в голову закутать Дейва в горностаевую мантию и отправить с раскладным стульчиком в нескончаемое восхождение по вершинам королевского одиночества («Enjoy the Silence»)? Или населить клип уродами с картин своего соотечественника Босха («Walking in My Shoes»)? Или распять на кресте
дряхлого дедушку Санта-Клауса (Nirvana, «Heart Shaped Box»)?

Китано + Корбайн

       Для Корбайна эта встреча с Китано оказалась возвращением в юность, 20 лет назад, снимая Рюичи Сакамото для фотосессии, посвященной «Мистеру Лоуренсу», он щелкнул Китано в телестудии. Их встреча длилась тогда от силы минуту. На сей раз они были в компании друг друга в 30 раз дольше. Общением это назвать трудно - за все полчаса съемки Китано не проронил ни слова, больше всего напоминая случайно залетевшего на чужую планету инопланетянина - ЕТ. И тем не менее они очень похожи. Оба полностью сосредоточены на работе и по ходу ее крайне немногословны (позировать для фотокамеры - чем не работа?). Кроме того, и Китано, и Корбайн - профессионалы до мозга костей, привыкшие работать четко и быстро. Китано снимает свои фильмы фактически в промежутках между бесконечными телешоу, а Корбайн не просто уложился в отведенные нам на съемку полчаса, но и сказал, что мог бы сделать все и за 5 минут. Итак, Роттердам, январь 2004, говорит Такеши Китано, показывает Антон Корбайн.

- Мой друг-кинорежиссер купил свой первый костюм от Ямамото, потому что ты - его любимый режиссер. После этого дела его пошли в гору, и этот костюм стал для него талисманом. Для тебя костюмы от Ямамото - тоже что-то вроде талисмана? Почему ты всегда в них ходишь?
(Китано, его продюсер, личный ассистент и переводчик долго обсуждают причуды русских кинорежиссеров.) Йоджи - мой добрый друг, поэтому, если я снимаюсь в журнал или появляюсь на публике не в его костюмах, он начинает злиться, звонить мне в контору и требовать объяснений. Правда, ниндзя пока не присылал.

- В «Сонатине» гангстеры, все как один в костюмах от Ямамото, скрываются на пляжах Окинавы от своих врагов и, только переодевшись в повседневную одежду, превращаются в нормальных людей со своими человеческими проблемами. По-твоему, мода ворует у человека индивидуальность?
Остров Окинава - самая южная часть Японии. И хотя место, где мы сняли большую часть фильма, - не курорт, а скорее необитаемый остров, Окинава в целом - тропический курорт. Там очень красиво - голубое небо, голубой океан, жара, экзотические растения странных форм и расцветок, каких не встретишь на большой земле. И я переодел своих гангстеров в буйно цветастые гавайские рубахи, чтобы подчеркнуть неминуемость ждущего их конца. Не знаю, как другие, но когда я смотрю на эти красивые цветы, я сразу задумываюсь о нашей хрупкости и смертности. Все это - цветы, раскраска рубашек, виды Окинавы - предвещает смерть моих героев.

- То есть для тебя одежда героев - драматургический прием,
предсказание того, что произойдет с ними?
Что-то в этом духе.

- Ну а вот твой герой Затоичи из нового фильма - слепой блондин-убийца... Кстати, в природе существуют японцы-блондины? Я, когда был в Японии, ни одного не видел.
Среди молодежи уже давно модно красить волосы в белый, коричневый, красный, какой угодно цвет, поэтому крашеных блондинов в Японии полно. Я перекрасился в блондина для этой роли, чтобы модернизировать персонаж и в знак протеста против классического образа Затоичи (японская версия Робина Гуда - прим. MAXIM). Но я изменил не только то, что на голове, но и то, что в голове у Затоичи, который в оригинале добряк, дружащий с горожанами и эмоционально вовлеченный в процесс народной мести. Мой Затоичи - машина для убийств, человек с другой планеты, абсолютно отстраненный оттого, что он делает.

- Все твои фильмы - о японцах, и даже если действие происходит не в Японии (как, например, "Брат якудзы») - это все равно чисто японские фильмы. Мог бы ты, подобно своему кумиру Куросаве, поехать в Россию и снять там своего «Дерсу Узала»? Куросава, кстати, получил за этот фильм «Оскара».
«Дерсу Узала» - очень красивый фильм, но по сравнению с лучшими фильмами Куросавы это не шедевр. Через какое-то время после своего русского фильма он снял «Сны» - фактически экранизацию восьми своих сновидений. Так вот, если бы Куросава был в своей лучшей форме, он бы сделал целый фильм из первого сна, где мальчик видит свадебную церемонию лис, которую людям видеть нельзя. А он разленился, и началось это как раз после «Дерсу Узала» и «Оскара».

- Значит, русского и вообще неяпонского фильма Китано нам
не ждать?
Ну, может, если заплатят много денег...

- Какой твой любимый западный фильм о Японии?
А какие есть?

- (Интервьюер напрягает киноведческие извилины.) Э-э-э... «Чайный домик августовской луны»! Там Марлон Брандо играет японца, который...
Не смеши меня.

- Хорошо. «Трудности перевода»?
Не видел.

- Ладно, «Убить Билла». Как ты отнесся ктому, что Тарантино залез на твою территорию и принялся описывать жуткие нравы токийского криминалитета?
Я обалдел от абсурда и претенциозности японских сцен. Например, сцена с Сонни Чибой - он там держит суши-бар, а на втором этаже у него коллекция самурайских мечей! Идиотизм!

- Но он же по сюжету их делает!
Поверь мне, это бред. А диалоги Чибы со своим подмастерьем это полная чушь. Некоторые японцы запросто могут обидеться.

- И что,обижались?
Могу такое представить. Хотя все выглядит настолько глупо, что нельзя не воспринять все это как шутку!

- Да-а-а... Только Квентину этого не говори, он же твой давний фанат. А ты вообще как к нему относишься?
Ну, я его не ненавижу, мне, в принципе, даже нравятся его фильмы. Основная проблема вот в чем. Весь смак его фильмов в диалогах. Мне, как невладеющему английским, приходится полностью полагаться на субтитры, и я догадываюсь, что не понимаю и сотой части того, что на языке у героев, не говоря о том, что у них на уме. Хотя некоторые вещи мне близки и понятны, например когда в «Бешеных псах» трое героев стоят друг напротив друга с пистолетами в руках - это чистый театр кабуки. Но я недостаточно понимаю его фильмы, чтобы по-настоящему любить их.

- Кстати, аниме-эпизод в «Убить Билла» и убийство семьи в «Затоичи» практически идентичны. Когда дети вынуждены прятаться от убийц: у Квентина - под кроватью, у тебя под фундаментом дома. А потом кроваво мстить!
Такое бывает, похожая сцена есть и в «Последнем самурае». Есть некая синхронность, связывающая художников и киношников разных стран. Так что я у него не воровал, он у меня, надеюсь, тоже.

- Хорошо, но у тебя есть любимый западный режиссер? Например, твои танцующие степ крестьяне очень похожи на строителей из «Танцующей во тьме» фон Триера.
У меня нет любимого режиссера, все зависит от конкретного фильма. Режиссер, снявший понравившийся мне фильм, может снять полное дерьмо завтра.

- Убедил. Теперь, после того как ты снял исторический фильм, на какой жанр посягнешь?
Военный фильм.

- Это забавно, потому что Тарантино сейчас как раз собирается снимать военный фильм под названием «Бесславные ублюдки»!
Да? Интересно, почему ему не дали снимать «Перл-Харбор», раз
он так любит нас, японцев...

- Вопрос на засыпку! Если бы тебе как телезвезде за большие деньги предложили стать ведущим реальной «Королевской битвы», ты бы согласился?
(В замешательстве.) В смысле, там бы люди убивали друг друга?

- Ну да, подростки убивали бы друг друга на необитаемом острове, а вся страна наблюдала бы это в прямом эфире.
Поверь мне, современные японские подростки, прежде чем начать уничтожать друг друга, убили бы меня в первую очередь!

- Кстати, о подростках. Я недавно видел кусок твоего телешоу, гостями которого были наши девчонки из «Тату»...
(Переводчик переспрашивает, а затем возбужденно повторяет: «Тату, Тату!», после чего Китано и его свита громко смеются.) Несмотря на их дикую популярность в Японии, я не представлял себе, что за зверята эти «Тату». На мое шоу они попали, чтобы отрекламировать свой концерт, однако я думаю, это был плохой промоушн. У моих передач несколько иная аудитория, чем у них.

- Кстати, судя по закулисным репликам, они тоже были не в курсе, кто ты такой.
(Издает непереводимый звук на японском.) Хм-м!

- Я читал, что твой отец был членом якудзы. Скажи честно, а ты бы смог отрубить себе палец?
Кто, я? Я не член якудзы, поэтому мне не нужно отрубать себе палец, сколько бы ошибок я ни совершил. И потом, в современной якудзе всем наплевать на отрубленные пальцы. Сейчас босс якудзы, скорее, скажет: «Мне не нужен твой розовый пальчик, тащи сюда мои бабки!»

- Продолжаем бандитскую тему. Почему твои крутые герои-гангстеры так любят играть в идиотские игры, например когда в «Брате якудзы» они азартно считают выходящих из-за угла девушек, как будто от этого зависит их жизнь.
К твоему сведению, слово «якудза» означает цифры «8», «9» и «3», то есть в сумме 20. В одной из японских карточных игр это слабейшая из возможных комбинаций, практически ноль. Поэтому несколько столетий назад мафиози стали звать друг друга якудза - они проигрывали все свои деньги в карты. Так что игра неотъемлемая черта японской мафии.

- Из фильмов Китано мы узнаем очень многое о японском характере. А ты черпаешь знания о русском характере из нашего кино?
«Броненосец Потемкин» - отличный фильм.

- Ничего свежее не видел?
Я вобще не люблю современное кино, русское или какое-либо другое. Но недавно я посмотрел отличный японский документальный сериал про Россию - там вся история XX века от Распутина, Ленина и Сталина до Горбачева.

- Почему на своем последнем фильме ты не работал со своим постоянным композитором Джо Хисаиши? Его саундтреки к твоим фильмам весьма популярны в России.
По чисто прагматическим соображениям. В фильме много сцен с участием степ-группы The Stripes, так что предполагалось много перкуссионных кусков. Мне не хотелось просить Хисаиши делать такую функциональную музыку. Поэтому мы позвали продюсера и ремиксера Кейчи Сузуки, привыкшего делать много разной музыки на заказ.

- А почему ты никогда не приглашаешь Рюичи Сакамото, самого известного в мире японского музыканта и кинокомпозитора?
(Не раздумывая ни секунды.) Слишком дорого. (Общий смех.) Недавно я случайно встретил Рюичи, и он спросил меня: «Когда наконец ты позовешь меня написать саундтрек к твоему фильму?» Я сказал ему: «Ну ты же очень дорого стоишь!» На что Сака
мото ответил: «Я подумаю о скидке». Он очень долго работает - ему нужно полгода на написание саундтрека, а это очень неудобно. И потом, нам придется специально подготовить пяток молодых красивых женщин, чтобы хоть как-то мотивировать его поучаствовать в нашем фильме! (Гомерический смех.) Пригласите Рюичи в Россию, давайте ему трех ваших красоток ежедневно, и он будет пять лет работать задарма!

- Такой темп работы идеально походит русскому кино - вот у нас, например, Алексей Герман уже 5 лет снимает «Трудно быть богом»... У тебя есть любимая песня в караоке?
По идее, должна быть, но когда я хожу в караоке-бар, я обычно слишком пьяный, чтобы потом помнить, что я там пел. Мои друзья наутро мне рассказывают: «Ты спел 20 песен», ни одной из которых я не помню.

- Предпочитаешь японские или западные?
Видимо, я предпочитаю любые песни, потому что обычно другие посетители требуют, чтобы я уже наконец начал петь следующую, потом следующую и т.д. Мне иногда даже приходится оплачивать людям их билеты в караоке-бар, потому что они там не развлекались сами, а слушали мои пьяные песнопения. Сейчас у нас везде радиомикрофоны, и однажды по неизвестной мне причине я вышел из караоке на стройплощадку и в течение часа толкал строителям речь. Все, что я говорил, транслировалось в караоке!

- И что тебе потом сказали твои спутники?
Иди в политику, Такеши.

- Ну и?..
Рановато пока - я еще не все сказал в кинематографе.


© 2002-2004 «Моя Япония» by Morrigan
Ваши замечания и пожелания Полезные ссылки Работы Лилит Кино Японии Книги о Японии Аниме Япония Последние новости
Hosted by uCoz